Четвертый антимонопольный пакет: что нового?

бизнесНа конференции «Актуальные проблемы применения антимонопольного законодательства: взгляд регулятора, суда и экспертов» с докладом о новшествах, которые будут внесены в законодательство в рамках принятия четвертого антимонопольного пакета, выступил начальник Правового управления ФАС России Сергей Пузыревский.

Докладчик сообщил о том, что целью принятия четвертого антимонопольного пакета является снижение административных ограничений для субъектов предпринимательства, снижение участия государства и повышение ответственности должностных лиц за совершение правонарушений в сфере антимонопольного регулирования.

Снижение административных ограничений заключается в первую очередь в том, что из Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» будет исключена норма о доминирующем положении. Предлагается не применять антимонопольные меры к тем компаниям, рыночная сила которых незначительна. При этом размер оборотных средств не будет играть значительную роль при принятии решения о применении административного воздействия, гораздо важнее будет то, какую долю рынка контролирует данное предприятие.

Особое внимание будет уделяться своевременности принятия и исполнения решений антимонопольных органов. В связи с этим будет расширен институт предупреждений, они будут распространяться на большую половину антимонопольных правонарушений.

Активно обсуждается вопрос о немедленном выполнении действий, предписанных антимонопольным органом в целях устранения ограничения конкуренции. То есть хозяйствующий субъект обязан сначала исполнить предписание (понизить цену, выплатить штраф и т.д.), а затем только может оспаривать его законность в суде. Такая практика довольно успешно применяется в Европейском союзе.

Планируется ввести институт внутренней апелляции для обжалования решений антимонопольных органов во избежание вынесения несправедливых и незаконных решений.

Появится предварительное заключение. Это документ, в котором будут изложены все обстоятельства дела, оценка данных обстоятельств и предварительное решение, которое вынесет антимонопольный орган. Привлекаемое к ответственности лицо сможет ознакомиться с ним и представить свои доводы и возражения. Таким образом планируется снизить количество решений антимонопольного органа, которые отменяются при их оспаривании в суде.

Будут внесены поправки в ст. 178 Уголовного кодекса РФ в части декриминализации злоупотребления доминирующим положением. В десять раз будет повышен порог, при котором наступает уголовная ответственность за картельный сговор: ущерб — не менее 10 млн. руб., доход — не менее 50 млн. руб. Данное изменение вносится с целью выведения из-под уголовной ответственности индивидуальных предпринимателей и малый бизнес.

Продолжится рассмотрение вопроса о механизме возмещения убытков путем выплаты компенсации. Данный механизм будет применяться в тех случаях, когда наличие убытков доказано, но нет возможности определить их размер. Размер компенсации составит от 1 до 15% стоимости товара, проданного с нарушением.

В связи с упразднением Высшего Арбитражного Суда возникла проблема обжалования в высшей инстанции постановлений об административных правонарушениях. Если постановление об административном правонарушении было отменено судом, то смысл его дальнейшего обжалования для антимонопольного органа отсутствует, так как КоАП РФ содержит норму, запрещающую ухудшать положение лица при пересмотре постановлений, а суммы штрафов по таким постановлениям иногда достигают миллиардов рублей. Будет рассматриваться вопрос об ограничении действия данных положений при рассмотрении дел об обжаловании актов антимонопольных органов.

С обзором судебной практики по антимонопольным делам выступила председатель 7 судебного состава Арбитражного суда Пермского края Алла Саксонова. Согласно данным докладчика, в период с 2012 по 2014 год более 80% актов антимонопольных органов, которые были обжалованы в судебном порядке, оставлены в силе.

Большая часть рассматриваемых судами дел — это дела оценочной категории: дела о злоупотреблении доминирующим положением на рынке и о согласованных действиях.

Так, антимонопольный орган выявил нарушение в сфере продаж медицинских полисов. Компания «Астрамед» заключила договор с Почтой России, согласно которому почтальоны при разносе корреспонденции предлагали жителям приобрести медицинский полис этой компании. Проанализировав условия договора и возросшее количество заключенных договоров страхования, антимонопольный орган пришел к выводу о нарушении законодательства о конкуренции. Суд подтвердил правильность вывода антимонопольного органа.

Около половины постановлений антимонопольного органа о привлечении к ответственности за сговор производителей отменяются судами.

Достаточно редким исходом дела является заключение мирового соглашения между антимонопольным органом и хозяйствующим субъектом. Специалисты призывают как антимонопольные органы, так и хозяйствующие субъекты более активно использовать данный способ разрешения споров.

Артем Зайцев

Первый пермский правовой портал

Материалы по теме

05.02.2015 09:15

Comments are closed.

задать вопрос
 
 

Вопросы

семинары
 
Март 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031EC
 

Опрос

Приходилось ли вам обращаться за бесплатной юридической помощью?

Результаты

Архив опросов