Новые вариации организационно-правового оформления нантехнологичного хозяйствования

Нанотехнологии в жизнь

Предпринимательское право и арбитражный процесс

Современное социохозяйственное развитие всех стран мира демонстрирует устойчивую основополагающую тенденцию перехода от постиндустриальной экономики к инновационной лишь с разной степенью желаемых достижимых эффектов [1].

Общепризнанного определения категории «инновационная экономика» в науке не существует. Бюро статистики Европейского сообщества (The Statistical Office of the European Communities) (далее – Евростат) в Руководстве Осло [2] определяет понятие инновации как «введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях». В соответствии с Руководством Фраскати (документ принят Организацией экономического сотрудничества и развития − ОЭСР в 1993 г. в итальянском городе Фраскати) инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам [3].

Инновационная экономика базируется на «интеллектуальных ресурсах, наукоемких и информационных технологиях, эффективном использовании и качественном совершенствовании всех факторов производства» [4]. Это экономика, основанная «на существенном и массовом использовании научных знаний в производстве товаров и услуг» [5]. Предполагается, что в условиях инновационного хозяйствования в основном прибыль создаёт интеллект новаторов и учёных, информационная сфера, а не материальное производство (индустриальная экономика) и не концентрация финансов (капитала) [6].

При этом одной из наиболее перспективных отраслей производства становится наноиндустрия, которая нацелена на производство новых, концептуально отличающихся от предыдущих поколений продуктов и материалов. По сути, наноиндустрия и представляет собой способ создания нового типа массового стандартизированного производства в глобальном масштабе, который характеризуется не только технологией принципиально иного уровня, но и соответствующими ей экономическими и социальными отношениями субъектов всех частей GES [7].

В целом, нанотехнологичная экономическая деятельность включает все научные, технологические, организационные, финансовые и коммерческие шаги, которые фактически или по замыслу ведут к реализации результатов нанотехнологий. Некоторые из этих видов деятельности могут быть инновационными по своей сути, тогда как другие не содержат новизны, но необходимы для осуществления инновации [8]. Отсюда логично вытекает, что деятельность субъектов или акторов нанотехнологичного хозяйствования заключается в разработке и внедрении нано-инноваций, доведении этих новшеств до стадии коммерческого использования и распространения на рынке в виде нового продукта или процесса, внедрения его в повседневную жизнь и основывается на соответствующем организационноправовом оформлении, определяющем их правовой статус (личный статут).

Участники нанотехнологичной экономической деятельности как деятельности инновационной, призваны обеспечить эффективный процесс коммерциализации ее достижений, а также поднять национальное инновационное хозяйствование на такой уровень, который позволит говорить о нем как об определяющем элементе международной конкурентоспособности страны [9].

Субъектами этой деятельности могут выступать юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, физические лица РФ, иностранные организации и граждане, а также лица без гражданства, участвующие в инновационной нанотехнологичной деятельности [10].

К юридическим лицам, осуществляющим нанотехнологичную деятельность относятся, главным образом, научно-исследовательские учреждения и центры, осуществляющие фундаментальные и прикладные исследования; проектно-конструкторские учреждения; проектно-технологические организации, разрабатывающие и изготовляющие технологические системы производства товаров; инновационные предприятия, специализирующиеся на внедрении результатов интеллектуальной деятельности в производство [11].

Физические лица — отдельно взятые работники и их семьи, занятые нанотехнологичным предпринимательством без образования юридического лица в основном в научно-технической сфере представляют наноуровень инновационной экономической деятельности. Это в первую очередь, изобретатели, конструкторы и другие творческие личности, создающие нано-инновацию и осуществляющие нанотехнологичное хозяйствование в сфере предоставления персональных услуг [12]. В качестве индивидуального предпринимателя в нанотехнологичной сфере может выступать и лицензиат, т.е. физическое лицо, получившее право использования объекта промышленной собственности [13].

Таким образом, субъектный состав участников нанотехнологичных правоотношений, как и инновационных в целом достаточно широк. При этом закон не требует приобретения особого статуса для осуществления соответствующего вида деятельности, поскольку основанием отнесения лица к субъектам любого рода инновационной деятельности служит сам факт его участия в этой деятельности [14]. Возможно, что с целью упорядочения государственного контроля за инновационной сферой, особенно, когда речь идет о наноиндустрии было бы целесообразно введение системы аккредитации или лицензирования соответствующего вида деятельности, а также формирование единого государственного реестра субъектов, осуществляющих инновационную деятельность в сфере нанотехнологий.

Основными же субъектами нанотехнологичной деятельности выступают юридические лица. А праву корпораций отведена особая роль в деле упорядочивания процесса наноиндустриализации. Эта сфера правового регулирования находится в перечне наиболее динамично развивающихся и востребованных наноиндустрией областей права [15]. Поэтому интенсификация процесса модернизации права корпораций в условиях инновационного хозяйствования и основательная реформация его основных положений, в том числе касающихся перманентно представленных и недавно предусмотренных национальным законодателем возможных корпоративных форм инновационного предпринимательства, прежде всего, хозяйственных обществ и их объединений ожидаемы и не вызывают удивления [16].

С точки зрения вовлеченности участия, доминирования и перманентности присутствия в национальном праве их организационно-правовых форм субъектов инновационной экономической деятельности можно, хотя и с достаточной степенью условности, дифференцировать на две группы: непосредственных (инвариантных для национального гражданского права и специализированных) и опосредованных (с обеспечительным и обслуживающим функционалом) акторов.

Общества, основанные на капитале являются основными −непосредственными и инвариантными акторами национального хозяйственного оборота. Не является исключением и нанотехнологичное хозяйствование. От эффективной нанотехнологичной деятельности хозяйственных обществ и их объединений во многом зависит состояние современной российской экономики, взявшей в последнее десятилетие курс на инновационное развитие [17].

В связи с этим нельзя обойти вниманием новый для российского гражданского права вид юридического лица –хозяйственное партнерство, деятельность которого с 1 июля 2012 года регулируется Федеральным Законом «О хозяйственных партнерствах» [18], являющийся на сегодняшний день, несомненно, наиболее адаптированным законодательным актом к потребностям реализации в Российской Федерации новой экономической политики в условиях создания «индустрии знаний» и перехода на наноиндустрию как основу инновационного хозяйствования.

Данный нормативно-правовой акт направлен на решение задач, продиктованных формирующейся новой экономической системой, остро ощущающей потребность в выведении на арену мирового хозяйствования дополнительных акторов инновационной деятельности с необходимыми для ее эффективного осуществления юридическими характеристиками и возможностями. Требуемый набор качественных правовых признаков такого юридического лица был определен национальным законодателем с учетом международного опыта, имеющегося у стран, ставших лидерами в деле инновационного хозяйствования и показавших наиболее высокие результаты производства его результатов.

Вспомогательное значение в процессе правотворчества принадлежало постепенно складывающейся в Российской Федерации соответствующей правоприменительной практике.

Перечень искомых законодателем особенностей создаваемой организационно-правовой формы перечислены в пояснительной записке ФЗ «О хозяйственных партнерствах». Среди них:

  • наличие «корпоративного щита» (юридического лица) при одновременно минимальных требованиях к отчетности;
  • ограниченная ответственность участников компании по ее обязательствам в пределах стоимости внесенных ими вкладов и пропорционально их размеру;
  • возможность непропорционального распределения прав и обязанностей участников, прибыли и убытков, голосов и т.д.;
  • максимально возможная конфиденциальность информации об инновационном (венчурном) бизнес-проекте для третьих лиц;
  • минимальные затраты на ликвидацию компании (включая временные);
  • возможность оценки вкладов в компанию по соглашению участников;
  • возможность договорного установления специального порядка и условий оборота акций (долей) компании;
  • возможность в соответствии с соглашением предусмотреть ответственность за «переманивание» ключевых сотрудников компании в случае их выхода из венчурного бизнеспроекта;
  • минимальная регуляторная нагрузка со стороны государства, в том числе упрощенный порядок ликвидации неуспешных компаний;
  • возможность участия в нескольких проектных компаниях одновременно;
  • возможность обеспечения в определенных случаях приоритета участников перед кредиторами и одних участников перед другими в случае ликвидации (прекращения) компании [19].

Полагаем, что основными достоинствами данной организационно-правовой формы в контексте развития нанотехнологий и становления наноиндустрии можно назвать следующие:

1. Отсутствие установленного размера уставного капитала. Данное обстоятельство является, безусловно, специфичным, но в то же время и позитивным фактором, выделяющим хозяйственное партнерство среди других форм корпоративного предпринимательства в сфере инноваций и нанотехнологий. Хотя, надо заметить, что законодатель все же оставил за собой право посредством акта, изданного Правительством Российской Федерации устанавливать нормативы достаточности собственных средств партнерств, осуществляющих определенные виды деятельности.

Такая юридическая возможность хозяйствующего в области наноиндустрии субъекта удобно согласуется с рисковым характером исследуемой инновационной деятельности. Действительно, в связи с тем, что какое-либо прогнозирование прибыли от осуществляемой инновационной деятельности зачастую крайне затруднительно, юридическую возможность поэтапного внесения вкладов в капитал общества следует признать очень своевременным и оптимальным решением.

2. Ограниченность ответственности участников партнерства долей внесенных ими в капитал общества средств.

Законодательное ограничение ответственности учредителей и участников хозяйственного партнерства выполняет хотя и традиционную для ранее рассмотренных форм корпоративного хозяйствования, но тем не менее одну из приоритетных защитных функций организации инновационного предпринимательства от возможных неблагоприятных последствий, которые могут явиться следствием банкротства юридического лица.

3. Возможность ограничения права участников на свободный выход из партнерства до окончания срока проекта или достижения, заявленных целей.

Названная правовая характеристика хозяйственного партнерства позволяет говорить о предпринятой законодателем попытке нормативного закрепления необходимого в условиях становления инновационной экономики и наноиндустрии жесткого режима контроля за исполнением взятых на себя участниками юридического лица обязательствах, что обеспечивает минимальные правовые гарантии в крайне нестабильной и сопровождающейся повышенными финансовыми рисками нанотехнологичной деятельности, а также производства и коммерциализации ее результатов.

Говорить о недостатках создаваемой альтернативы корпоративного инновационного хозяйствования пока рано, в связи с отсутствием примеров ее функционирования.

Выделяя же сущностные правовые характеристики хозяйственных партнерств, можно назвать те из них, которые, на наш взгляд, выгодно отличают их от рассмотренных ранее видов корпораций – непосредственных акторов наноиндустриализации, таких как: общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество. В первую очередь, это юридически закрепленная способность хозяйственного партнерства изменять размер уставного капитала; и, во-вторых, право заключать «гибкие» соглашения, фактически по неограниченному кругу вопросов, возникающих в процессе реализации инновационной, в том числе нанотехнологичной деятельности.

Таким образом, можно надеяться, что хозяйственное партнерство обеспечит организацию одного из наиболее продуктивных видов корпоративного инновационного хозяйствования, который в полной мере будет согласовываться со стратегическими задачами государства в сфере нанотехнологий.

  1. См. подробнее: Кондратьев Н.Д., Яковец Ю.В., Абалкин Л.И. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения: Избранные труды. М.: Экономика. 2002. 767 с; Иншаков О.В. Стратегия и тактика государственной политики развития наноиндустрии в России: Материалы к докладу на Общем собрании Отделения общественных наук РАН. 13 декабря 2010 г. Москва. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2010.
  2. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. Издание Третье. Совместная публикация ОЭСР и Евростата // Официальный сайт Национального центра по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.miiris.ru/.
  3. См. подробнее: Официальный сайт ОЭСР // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.oecd.org/home/0,2987,en_2649_201185_1_1_1_1_1,00.html.
  4. См. подробнее: Шевченко, И.В., Александрова, Е.Н. Инновационная экономика: вопросы теории и основные тенденции развития // Финансы и кредит. 2005. №14. С. 7−6.
  5. См. например: Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. М.: Академический Проект, 2004. 320 с. (Серия «Gaudeamus»)
  6. См. подробнее: Исмаилов Т.А. Инновационная экономика – стратегическое направление развития России в XXI веке // Журнал Инновации. 2003. №1.
  7. См. подробнее: Иншаков О.В. Стратегия и тактика государственной политики развития наноиндустрии в России: Материалы к докладу на Общем собрании Отделения общественных наук РАН. 13 декабря 2010 г. Москва. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2010; Иншаков О.В. Наноиндустриализация в глобальном контексте. Волгоград, 2010. С. 4.
  8. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. Издание Третье. Совместная публикация ОЭСР и Евростата // Официальный сайт Национального центра по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем. — Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.miiris.ru/. Руководство Осло рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям, Изд. Третье, совместная публикация ОЭСР и Евростата. Национальный центр по мониторингу инновационной инфраструктуры научнотехнической деятельности и региональных инновационных систем // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.miiris.ru/.
  9. См. подробнее: Иншакова А.О. «Высокие технологии» частноправового регулирования наноиндустриализации. Москва: Юрлитинформ. 2013.
  10. Гусев К.Н. Инновации в России: проблемы и перспективы // Банковское дело. 2010. №1. С. 12−6.
  11. См., подробнее: Алексеева Д.Г., Андреева Л.В., Андреев В.К. [и др.] Российское предпринимательское право / Под ред. И.В. Ершовой, Г.Д. Отнюковой. М., 2010.
  12. Об обоснованности субъектного состава наноуровня экономики см. подробнее: Иншаков О.В. Наноиндустриализация в глобальном контексте. Волгоград: изд-во: ВолГУ, 2010. С. 12.
  13. См. подробнее: Российское предпринимательское право: Учебник \ отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. Москва: «Проспект», 2011.
  14. См. подробнее: Российское предпринимательское право: Учебник \ отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. Москва: «Проспект», 2011.
  15. См. Официальный сайт Роснано // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rusnano.com.
  16. См. например: Проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации». URL: http://www.rg.ru/2011/09/14/gk-izm-site-dok.html (дата обращения: 14.09.2011).
  17. См. подробнее: Иншакова, А.О. Позитивные уроки интеграции правового регулирования защиты прав участников хозяйственных обществ в РФ и ЕС. Москва: «Юрист». 2012. 204 с.
  18. Федеральный закон Российской Федерации от 3 декабря 2011 года №380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах» // «Российская газета». № 278. 09.12.2011.
  19. Пояснительная записка к проектам Федеральных Законов «О хозяйственных партнерствах» и «О внесении изменений в часть первую Гражданского Кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона «О хозяйственных партнерствах» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»

О.А. Иншакова, Волгоградский государственный университет, г. Волгоград

Источник: 2012 тезисы, международный конгресс ученых-юристов, г. Пермь (г. Пермь, Пермский государственный национальный, исследовательский университет, 12 октября 2012 г.)

Материалы по теме

 

05.05.2013 11:00

Comments are closed.

задать вопрос
 
 

Вопросы

семинары
 

Опрос

Приходилось ли вам обращаться за бесплатной юридической помощью?

Результаты

Архив опросов
Юридическая консультация на urprofy.ru. Консультации адвокатов тут. Решите свой вопрос на Юрпрофи.