Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Прикамье

НКО как иностранные агенты

О нарушении международных и конституционных норм в связи с признанием отдельных некоммерческих организаций Пермского края выполняющими функции иностранного агента.

«Уполномоченный в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными актами Российской Федерации и Пермского края, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, участником которых является Российская Федерация».

Статья 2, часть 1 статьи 7 Закона Пермского края от 5 августа 2007 года № 77-ПК «Об Уполномоченном по правам человека в Пермском крае»

1. Организация объединённых наций (ООН) об ухудшении условий работы неправительственных организаций и правозащитников.

Совет по правам человека ООН на двадцать второй сессии 15 марта 2013 г. единогласно принял Резолюцию «Защита правозащитников», направленную против любого закона, используемого с целью неправомерного препятствия работе правозащитников или ее криминализации в связи с источником финансирования (приложение № 1)

«Совет по правам человека, руководствуясь Всеобщей декларацией прав человека,… будучи глубоко обеспокоен тем, что в некоторых случаях национальное законодательство по обеспечению безопасности и борьбе с терроризмом и другие меры, такие как принятие законов, регулирующих деятельность организаций гражданского общества, неправомерно используются для преследования правозащитников или препятствуют их работе и ставят под угрозу их безопасность в форме действий, противоречащих международному праву,… признавая также срочную необходимость в рассмотрении и принятии конкретных мер по предотвращению и прекращению использования законодательства для необоснованного сокращения или ограничения имеющихся у правозащитников возможностей проводить их работу, в том числе путем проведения обзора и, при необходимости, изменения соответствующего законодательства и его осуществления в целях обеспечения соответствия международному праву прав человека,..

9. также призывает государства обеспечить…чтобы не допускалось дискриминационного применения ограничений в отношении потенциальных источников финансирования, призванных поддерживать работу правозащитников… и чтобы ни один закон не содержал положений о криминализации или делигитимизации действий в защиту прав человека на основании географического происхождения финансовых средств на эти цели;

10. призывает государства обеспечить, чтобы меры по борьбе с терроризмом и обеспечению национальной безопасности:

а) соответствовали их обязательствам по международному праву, в частности по международному праву прав человека, и не наносили ущерб деятельности и безопасности отдельных лиц, групп и органов общества, занимающихся поощрением и защитой прав человека;…

11. призывает далее государства обеспечить, чтобы все правовые положения и их применение, затрагивающие правозащитников, были четко определены, допускали прекращение действия и не обладали ретроактивной силой во избежание потенциальных злоупотреблений в ущерб основным свободам и правам человека, и в частности обеспечить, чтобы…

b) судебная система была независимой, беспристрастной и компетентной для эффективного рассмотрения законодательства и его применения, затрагивающих работу и деятельность правозащитников;

13.вновь подтверждает право каждого человека, индивидуально и совместно с другими, иметь беспрепятственный доступ к международным органам, в частности к Организации Объединённых Наций, её представителям и механизмам в области прав человека, включая Совет по правам человека, его специальные процедуры, механизмы универсального периодического обзора и договорные органы, а также региональные правозащитные механизмы, и связь с этими международными органами;

14. Настоятельно призывает все государства:

а) воздержаться от любых актов запугивания или репрессий в отношении лиц, которые сотрудничают, сотрудничали или намереваются сотрудничать с международными организациями…

2. Обсуждение проблем и перспектив деятельности некоммерческих организаций в связи с изменение6м федерального законодательства в Пермском крае.

15 марта 2013 г., в день принятия Советом по правам человека ООН Резолюции «Защита правозащитников», направленной против любого закона, используемого с целью неправомерного препятствия работе правозащитников или ее криминализации в связи с источником финансирования, в Перми состоялось заседание экспертного круглого стола по проблемам международного сотрудничества НКО.

Целью проведения данного круглого стола явилось обсуждение вопросов толкования и применения положений Федерального закона от 20.07.2012 № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».

В круглом столе приняли участие начальник Управления министерства юстиции РФ по Пермскому краю Р.Р. Юсупов, старший помощник прокурора Пермского края В.П. Бевх, представители органов государственной власти Пермского края, гражданского общества. На заседании были обозначены все риски возможных «перегибов» в деятельности государственных органов в отношении некоммерческого сектора, занимающего активную гражданскую позицию, направленную на привлечение внимания государственных и муниципальных органов власти и управления к соблюдению конституционных норм, в том числе в сфере прав и свобод человека и гражданина.

К сожалению, дальнейшие события подтвердили обеспокоенность правозащитных организаций Пермского края появлением «перегибов» в деятельности государственных органов в отношении некоммерческого сектора.

В апреле 2013 г. прокуратура Пермского края, проверив четыре, наиболее активные и востребованные населением организации, признала их некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, и внесла представления об устранении нарушений закона (приложения № 2, 3).

20 мая 2013 г. руководители Пермской гражданской палаты, Пермского регионального правозащитного центра, Центра гражданского анализа и независимых исследований (Центр ГРАНИ), Центра поддержки демократических преобразований (Молодёжный Мемориал), Пермская Гражданская Палата выступили с открытым заявлением: «Наши организации не будут регистрироваться «иностранными агентами», поскольку ни мы, ни наши организации ничьими агентами не являемся, тем более, иностранными. Никто не может и не смеет использовать нас во вред России. Мы – преданные своей стране свободные люди и имеем честь работать в ответственных общественных организациях, никогда не участвовавших в борьбе за власть. Называться «иностранными агентами» для наших организаций – оскорбительная неправда… Если мы проиграем все суды, и наши организации будут закрыты властями, мы найдём иные законные способы делать то, что считаем нужным. Мы не прекратим активно участвовать в защите прав человека и в отстаивании злободневных общественных интересов: будь то борьба с коррупцией, помощь малоимущим, защита прав униженных и оскорблённых или повышение качества и доступности государственных услуг».

См. материалы: 1, 2, 3, 4.

6 июня 2013 г. заместителем прокурора Пермского края старшим советником юстиции Дерышовым А.И. вынесено Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.34 КоАП Российской Федерации, в отношении Фонда «Центр гражданского анализа и независимых исследований» (Центр ГРАНИ)(приложение № 4, 5). Постановление с материалами дела направлено для рассмотрения мировому судье судебного участка № 21 Ленинского района г. Перми.

В связи с этими событиями Уполномоченный по правам человека в Пермском крае отмечает следующее.

В соответствии с положениями Федерального закона № 121 от 20.07.2012 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента», необходимо наличие одновременно двух условий, при которых организация может быть признана выполняющей функции иностранного агента:

  • иностранное финансирование и
  • политическая деятельность.

Поскольку понятие политической деятельности (политической акции) в контексте Федерального закона от 20.07.2012 № 121 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента», четко не определено, это дает право для широкого толкования и применения понятия политической деятельности (политической акции).

Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (введен Федеральным законом от 20.07.2012 № 121-ФЗ):

«Под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее — иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.

К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.».

Таким образом, согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» для признания НКО, участвующей в политической деятельности необходимо соблюдение обязательных пяти условий:

  1. деятельность на территории Российской Федерации;
  2. участие НКО (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях:
  3. воздействия на принятие государственными органами решений,
  4. направленных на изменение проводимой ими государственной политики,
  5. а также в формировании общественного мнения в указанных целях.

То есть, по смыслу Федерального закона от 20.07.2012 № 121-ФЗ деятельность НКО признается политической только в том случае, если организация участвует (или финансирует) в политических акциях, но не во всех, а только в тех, которые направлены на изменение государственной политики с влиянием на общественное мнение.

Поскольку, государственная политика может формироваться только в пределах норм Конституции Российской Федерации, как Основного Закона государства прямого действия (ст.15 Конституции Российской Федерации), то политические акции, направленные на изменение государственной политики будут антиконституционными и направленными на подрыв конституционного строя государства.

В соответствии с частью 5 статьи 13 Конституции Российской Федерации, запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Поскольку, основным Законом, Конституцией Российской Федерации закреплен принцип приоритета человека, его прав и свобод (ст.2), а Глава 2-я (Права и свободы человека и гражданина) посвящена раскрытию этого принципа, следовательно, государственная политика может проводиться только в этом ключе.

Таким образом, деятельность некоммерческих организаций (в различных формах), направленная на отстаивание прав и свобод с целью влияния на государство соблюдать и защищать права человека (как непосредственная обязанность государства, ст.2 Конституции Российской Федерации) – не может быть признана политической деятельностью по смыслу закона от 20.07.2012 № 121-ФЗ.

Что и было подтверждено Министерством юстиции Российской Федерации в ответе от 21.01.2013 Чувашской правозащитной организации «Щит и меч» на ее заявление о включении этой организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. (приложение № 6).

Кроме того, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 11.02.2013) «О некоммерческих организациях», деятельность по оказанию юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина отнесена к деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, которым может оказываться поддержка органами государственной власти и органами местного самоуправления.

М.А. Федотов, Советник Президента Российской Федерации, Председатель Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации, так определяет понятие политической деятельности общественных объединений:

«Сообразуясь с изложенными выше соображениями, заключим, что политическими целями, преследуемыми соответствующими общественными объединениями (включая партии), следует признать обеспечение участия граждан в политической жизни Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований посредством формирования и выражения политической воли своих членов и сторонников в программных и иных документах этих объединений, организации политических акций, проведения политической агитации и пропаганды, участия в выборах и референдумах, а также в работе избранных органов государственной власти и органов местного самоуправления.» 1.

Основания прокуратуры об участии Центра ГРАНИ в политической деятельности не соответствуют смыслу Федерального закона от 20.07.2012 № 121-ФЗ, поскольку, как следует из текста представления прокуратуры Пермского края от 22.04.2013 г., Центр ГРАНИ не участвует в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях, а, следовательно, соответствует действующему законодательству и конституционному праву на участие в управлении делами государства.

В обоснование своей позиции о ведении политической деятельности Центром ГРАНИ, прокуратура ссылается на то, что «за период своей деятельности Центр ГРАНИ неоднократно выступал с инициативами и предложениями в адрес органов государственной власти, в том числе по участию гражданских институтов в оценке результативности и эффективности деятельности органов государственной власти».

Нормы Устава Пермского края напрямую предусматривают участие некоммерческого сектора в управлении, процедуры влияния на решения органов государственной власти (статьи 3, 11 Устава Пермского края).

Согласно части 5 статьи 3 Устава Пермского края, взаимодействие населения и органов государственной власти Пермского края осуществляется на основе следующих принципов:

  • признания за гражданином права осуществлять и защищать свои интересы любым не запрещенным законом способом;
  • уважения и поддержки органами государственной власти Пермского края деятельности граждан и их объединений, направленной на осуществление и защиту общественных интересов;
  • признания за гражданами и их объединениями права влиять на управление делами государства;
  • гласности и открытости деятельности органов государственной власти Пермского края;
  • взаимного контроля и ответственности.

Таким образом, факты, изложенные в представлении прокуратуры Пермского края от 22.04.2013 г. и свидетельствующие о возможном участии Центра ГРАНИ в политической деятельности, не соответствуют требованиям Федерального закона от 20.07.2012 № 121-ФЗ к понятию политической деятельности, а свидетельствуют о соблюдении в Пермском крае положений Устава Пермского края и конституционного права на участие в управлении делами государства.

Следует отметить, что участие в международных конкурсах проектов пермских некоммерческих организаций в постсоветский период было всегда на законных основаниях и даже поддерживалось органами власти, как федеральными, так и региональными. Уверена, что эта практика будет и должна быть продолжена. У некоммерческого сектора нашей страны и региона есть законные возможности взаимодействия с фондами и организациями по линии ООН и Совета Европы, с частными неправительственными фондами, с некоммерческими организациями других стран по всем сферам жизнедеятельности, в том числе, в том числе , по реализации и защите гражданских и политических прав человека, по осуществлению конституционного права граждан в управлении делами государства.

Помимо этого, Законом Пермского края от 20.12.2012 № 140-ПК «О программе социально-экономического развития Пермского края на 2012-2016 годы» в качестве одной из задач определена задача расширения общественного участия в процессе выработки и реализации государственной и краевой социально-экономической политики. Реализация поставленных целей и задач должна осуществляется посредством таких механизмов, как изучение и учет общественного мнения при принятии управленческих решений, создание механизмов публичного обсуждения общественно значимых решений, проведение общественной экспертизы социально значимых решений исполнительных органов государственной власти Пермского края, создание экспертных общественных советов при исполнительных органах государственной власти Пермского края и органах местного самоуправления Пермского края с участием представителей гражданского общества, включение представителей гражданского общества в состав коллегий надзорных органов, рабочих групп, других структур по подготовке нормативных правовых актов и иных затрагивающих права и законные интересы граждан и организаций решений исполнительных органов государственной власти.

Таким образом, согласно вышеуказанному, направления деятельности Центра ГРАНИ по реализации государственной политики полностью соответствуют нормам действующего законодательства и Конституции РФ.

Что касается представлений прокуратуры Пермского края в отношении других правозащитных организаций, то можно также говорить о расширительном толковании прокуратурой понятия политической деятельности.

Так, например, в обоснование своей позиции о ведении политической деятельности Молодежного «Мемориала», прокуратура ссылается на «политическую направленность деятельности Молодежного «Мемориала» в целом, без указания конкретных фактов участия (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций:

«О политической направленности деятельности Молодежного «Мемориала» свидетельствуют размещенные организацией в 2013 году в сети Интернет сведения отчета за 2012 год о реализации ряда масштабных проектов, в том числе направленных на гуманизацию призыва в армию, мониторинга ситуации с нарушениями прав человека в Вооруженных силах РФ, прямой помощи призывникам, пострадавшим от произвола чиновников военкоматов, и военнослужащим, подвергшимся в вооруженных силах физическим или нравственным унижениям. Известность организации принесла также деятельность ее сотрудников по продвижению института альтернативной гражданской службы (АГС)».

Именно, благодаря активной работе Молодежного «Мемориала» по продвижению института альтернативной гражданской службы (АГС) в Пермском крае, проблема соблюдения права на АГС сдвинулась с «мертвой» точки. Если осенью 2010 года было принято решений о замене военной службы на АГС – 3, то весной 2012 года – 22 решения, то есть в 7 раз больше (по данным военного комиссариата Пермского края).

Деятельность Молодежного «Мемориала» свидетельствует не о политической направленности, а о социально ориентированной деятельности по оказанию юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, о деятельности по защите прав и свобод человека и гражданина, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Право на альтернативную гражданскую службу (АГС) предусмотрено частью 3 статьи 59 Конституции Российской Федерации. Деятельность организации по продвижению института АГС полностью согласуется с государственной политикой.

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Таким образом, факты, изложенные в представлении прокуратуры Пермского края от 29.04.2013 г. и свидетельствующие о возможном участии Молодежного «Мемориала» в политической деятельности, не соответствуют требованиям Федерального закона от 20.07.2012 № 121-ФЗ к понятию политической деятельности НКО.

В обосновании позиции о ведении Пермским региональным правозащитным центром политической деятельности прокуратура ссылается на реализацию проекта при поддержке ООН «Защита права на информацию в Пермском крае». Целью проекта является повышение прозрачности и информационной открытости среди государственных и муниципальных органов власти.

Согласно Уставу общественной организации «Пермский региональный правозащитный центр» основной целью деятельности организации является защита прав граждан, предоставление бесплатных юридических и социальных услуг гражданам, следовательно, направления деятельности общественной организации «Пермский региональный правозащитный центр» соответствует основным конституционным нормам и нормам федерального и регионального законодательства и свидетельствуют о ведении организацией социально ориентированной деятельности.

Право на получение информации гарантировано Конституцией Российской Федерации, а также Федеральным законом от 02.09.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», который провозглашает основным принципом свободу поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом.

Российская Федерация является государством-участником ООН. В свою очередь, деятельность ООН направлена на реализацию государственной политики в сфере прав человека.

Таким образом, деятельность Пермского регионального правозащитного центра соответствует конституционным нормам и не может быть признана политической по смыслу Федерального закона от 20.07.2012 № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».

В обосновании позиции о ведении Пермской гражданской палатой политической деятельности прокуратура ссылается на то, что организация выступила партнером общественной организации «Пермский региональный правозащитный центр» в реализации проекта «Укрепление права на информацию в Пермском крае» (при поддержке Фонда демократии ООН). Целью проекта является повышение прозрачности и информационной открытости среди государственных и муниципальных органов власти.

Согласно Уставу деятельность Пермской гражданской палаты направлена «на поддержку и оказание правового, организационно-технического, информационного и методического содействия общественным объединениям, благотворительным организациям и иным некоммерческим организациям, выступающим в защиту общественных интересов, и физическим лицам (потребителям), намеревающимся создавать такие организации, а также на защиту Прав Человека».

Таким образом, деятельность Пермской гражданской палаты направлена на развитие институтов гражданского общества, что полностью согласуется с действующей государственной политикой.

Обращаю внимание на продолжение действия Указа Президента РФ от 13.06.1996 № 864 «О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации», в котором было рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации оказывать правозащитным организациям помощь в их деятельности.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.09.2004 № 1237 «О дополнительных мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации», в целях содействия дальнейшему становлению гражданского общества, расширения взаимодействия между общественными и государственными институтами Полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах было поручено привлекать к участию в работе создаваемых ими совещательных и консультативных органов представителей правозащитных организаций.

Утверждение конституционных норм нашей жизни – это постоянный процесс законотворчества и правоприменительной практики. В этом процессе, наряду с государственными структурами, участвуют и общественные правозащитные организации, стоящие на защите интересов, прежде всего, человека. Их голос и их деятельность принципиально важны для государства и общества, вот почему участие их в общественных советах государственных органов настоятельно рекомендуется федеральным центром – в концепции административной реформы, практикой деятельности Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте Российской Федерации.

Следует отметить, что Федеральный закон от 20.07.2012 № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» вступил в силу 21 ноября 2012 г.

Данный закон распространяется на те случаи, когда после 20 ноября 2012 г. некоммерческая организация и реально получила средства (например, дата фактического поступления на расчетный счет), и занялась политической деятельностью.

Как следует из текстов представлений прокуратуры Пермского края в отношении Центра ГРАНИ, Молодежного «Мемориала», в них не содержится сведений о получении иностранного финансирования этими организациями после 20 ноября 2012 года.

3.Заключение и выводы

В соответствии с пунктом 11 (d) Резолюции Совета по правам человека ООН «Защита правозащитников» от 15.03.2013 г. , Совет по правам человека, руководствуясь Всеобщей декларацией прав человека, призывает государства обеспечить, чтобы все правовые положения и их применение, затрагивающие правозащитников, были четко определены, допускали прекращение действия и не обладали ретроактивной силой во избежание потенциальных злоупотреблений в ущерб основным свободам и правам человека. В частности обеспечить, чтобы любые положения или решения, которые, возможно, затрагивают осуществление прав человека, в обязательном порядке основывались на уважении основных принципов, закрепленных в международном праве, для обеспечения их законности, пропорциональности, недискриминационности и необходимости в демократическом обществе».

Таким образом, Уполномоченный по правам человека в Пермском крае констатирует, что в отношении правозащитных организаций Пермского края со стороны прокуратуры Пермского края ведется деятельность, направленная на неправомерное препятствие работе правозащитников в связи с источником финансирования, с использованием расширенного толкования норм Федерального закона от 20.07.2012 № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента», что противоречит Резолюции Совета по правам человека ООН «Защита правозащитников», принятой на двадцать второй сессии 15 марта 2013 г. и направленной против любого закона, используемого с целью неправомерного препятствия работе правозащитников или ее криминализации в связи с источником финансирования.

Тексты представлений прокуратуры, по сути своей, в негативном свете представляют реальное участие НКО в управлении делами государства, что не только не запрещается в нашей стране, но утверждается Конституцией РФ и международными стандартами.

Также в представлении прокуратуры в адрес Пермского правозащитного центра и Пермской гражданской палаты негативно представлены контакты общественности с международными фондами по линии правозащитной деятельности, в том числе, с Организацией Объединённых Наций (ООН), которая существует за счёт взносов государств-участников, в том числе и нашей страны. Подобное утверждение противоречит существующей международной системе поддержки общественных правозащитных организаций как полноправных участников (наряду с государствами) международной системы защиты прав человека.

Уполномоченный по правам человека в Пермском крае с сожалением констатирует, что расширительное толкование понятия политической деятельности и, как следствие, ошибочное отнесение ряда пермских некоммерческих организаций к выполняющим функции иностранного агента, не удалось разрешить во внесудебном порядке. (Позиция Уполномоченного по правам человека, направленная в прокуратуру Пермского края, не была учтена при принятии постановлений о возбуждении административного производства).

В связи с тем, что изменения в статью 19.34. «Нарушение порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента» (введены Федеральным законом от 12.11.2012 № 192-ФЗ)

допускают избыточно широкое толкование понятия «политической деятельности», приравнивая к ней любую общественную деятельность, в том числе правозащитную, Уполномоченный по правам человека считает возможным внесения изменений в Федеральный закон № 192-ФЗ в части уточнения понятия политической деятельности.

Уполномоченный по правам человека полагает, что у пермских некоммерческих организаций есть возможность оспаривания представлений прокуратуры в судебном порядке, а неопределённость понятия политической деятельности — в Конституционном суде РФ.

В случае нарушения права на справедливое судебное разбирательство, правозащитные организации имеют достаточные основания для обращения в Европейский суд по правам человека.

Уполномоченный по правам человека выражает надежду, что пермское гражданское общество по — прежнему активно и конструктивно будет участвовать в развитии региона, осваивать ответ Центра ГРАНИ на представление прокуратуры Пермского края технологии гражданского участия в государственном управлении и в самоуправлении на местном уровне.

Настоящий Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Пермском крае представлен:

  • Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации Лукину В.П.;
  • прокурору Пермского края Белых А.Ю.;
  • губернатору Пермского края Басаргину В.Ф.;
  • председателю Пермского краевого суда Вельянинову В.Н.;
  • начальнику Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю Юсупову Р.Р.;
  • начальнику Управления Федеральной Службы безопасности Российской Федерации по Пермскому краю Наумову О.А.
  • на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в Пермском крае

4. Приложения:

  1. Резолюция Совета по правам человека ООН, принятая на двадцать второй сессии 15.03.2013 (A/HRC/22/L.13)
  2. Представление прокуратуры Пермского края Центру ГРАНИ
  3. Представление прокуратуры Пермского края в правление общественной организации «Пермский региональный правозащитный центр»
  4. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Центра ГРАНИ
  5. Ответ Центра ГРАНИ на представление прокуратуры Пермского края
  6. Позиция Минюста России по вопросу, относится ли правозащитная деятельность к политической по смыслу Федерального закона № 121 от 20.07.2012 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» (ответ председателю Чувашской республиканской правозащитной общественной организации «Щит и Меч» от 21.01.2013 №15-3984/13)

1 Федотов М.А. Проблемы доктрины. К вопросу о понятии «иностранный агент» в российском праве.// Труды по интеллектуальной собственности. Научный журнал № 2 (том XI). – М., 2012. — С.4.

Татьяна Марголина, Уполномоченный по правам человека в Пермском крае

Источник: О нарушении международных и конституционных норм в связи с признанием отдельных некоммерческих организаций Пермского кра, выполняющими функции иностранного агента. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Пермском крае.- Пермь, 2013, стр., г. Пермь, УДК 347.191.1, ББК 67.404, М 25

Материалы по теме

12.08.2013 15:00

Comments are closed.

задать вопрос
 
 

Вопросы

семинары
 

Опрос

Приходилось ли вам обращаться за бесплатной юридической помощью?

Результаты

Архив опросов
Юридическая консультация на urprofy.ru. Консультации адвокатов тут. Решите свой вопрос на Юрпрофи.