Закон «О гражданском (общественном) контроле» в действии

Гражданский контроль медицинских услуг в Пермском крае

Закон «О внесении изменений в Закон Пермского края «Об Общественной палате Пермского края» является пусковым механизмом Закона «Об общественном (гражданском) контроле в Пермском крае».

Этим законом предусмотрены некоторые изменения в деятельности Общественной палаты Пермского края как основного координатора осуществления общественного (гражданского) контроля в Пермском крае. В частности, палата должна создать комиссию по общественному (гражданскому) контролю. Не менее 50% состава комиссии будут представлять некоммерческих организаций. Также Общественная палата обязана организовать обучение кандидатов в общественные (гражданские) наблюдатели и публиковать ежегодный специальный доклад о результатах деятельности в этом направлении.

Гражданский контроль в соответствии с Законом Пермского края «О гражданском (общественном) контроле» осуществляется и Пермской гражданской палатой. Так, в марте 2013 г. гражданской палатой проводилась контрольная закупка государственной услуги в единой системе записи на прием к врачу.

Оказалось, что проверить систему на соответствие официальному регламенту не представляется возможным. Дело в том, что регламент предоставления государственной услуги в единой системе записи на прием к врачу в Пермском крае отсутствует. С точки зрения Игоря Аверкиева, который является одним из авторов регионального закона «О гражданском контроле», это обстоятельство является юридической коллизией: во всех регионах РФ подобная система оказания услуг вводилась в действие через административный регламент. Общественный (гражданский) контроль в крае работает. Вот результат одной из проверок.

Результаты закупки

В закупке приняли участие 96 добровольцев. При этом успешными оказались 60% попыток записаться к врачу. Неудачей закончились 17% попыток зарегистрироваться на портале «К врачу». Система давала сбой на этапе подтверждения факта регистрации электронным письмом на e-mail заявителя. Оставшаяся часть добровольцев (23%) попыталась записаться к врачу по телефону, но контакт с регистратурой не состоялся по причине неполадок на линии.

Закупка показала, что в большинстве случаев записаться можно только на восьмой – четырнадцатый день с момента обращения. Запись к терапевту «на завтра» удалась в 20% случаев.

Неожиданный результат дала проверка соблюдения поликлиниками приказа краевого Минздрава о запрете самостоятельной записи пациентов к неврологу. Согласно Приказу, пациент для записи к врачу-неврологу должен иметь направление участкового терапевта. Однако 42% попыток записаться к неврологу без направления дали положительный результат. По мнению организаторов, это свидетельствует о большой самостоятельности поликлиник. Самостоятельность проявляется и в том, что регистратура не полностью выкладывает расписание приема на портал, оставляя резерв. При невозможности записаться через портал или по телефону можно подойти в регистратуру и получить «талончик» на посещение нужного специалиста.

Комфортность поликлиник

Добровольцы проводили визуальный осмотр 29 пермских поликлиник на предмет комфортности. Поскольку стандарт оказания медицинской услуги в муниципальных поликлиниках Перми отсутствует, гражданский контроль проводился по временной методике, которая была разработана Пермской гражданской палатой.

Наблюдатели, посещая учреждение здравоохранения, должны были фиксировать наличие/отсутствие элементов комфорта (стулья или кресла в коридорах, работа гардероба, таблички и указатели, справочная информация и т.п.), при этом нужно было воздерживаться от оценок качества.

В итоге выявлена одна поликлиника, где в туалете нашлось мыло и сушилка для рук. В одной поликлинике (а всего было обследовано, как уже говорилось, 29) туалет оборудован приспособлением для инвалидов.

О недружественной политике в отношении маломобильных групп населения (инвалиды-опорники, пациенты с болезнями ног) говорит тот факт, что каждое четвертое медицинское учреждение не оборудовано пандусами, каждое второе не имеет поручней с двух сторон на входе. В поликлиниках с высотностью более двух этажей лифт работает только в 50% зданий.

Большая часть поликлиник (68%) нарушает Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 28.07.2012) «О защите прав потребителей», обязывая пациентов покупать бахилы, в то время как этот предмет гигиены должен выдаваться бесплатно.

Акт по результатам контроля будет направлен в соответствующие органы государственной власти, в надзорные органы и органы местного самоуправления. В соответствии с законом эти органы должны будут выдать заключение, включающее меры по устранению замечаний и календарный план их устранения, либо мотивированное обоснование несогласия с выводами и рекомендациями, указанными в акте.

Любовь Соколова

Источник: Первый пермский правовой портал

Материалы по теме

04.04.2013 12:42

Comments are closed.

задать вопрос
 
 

Вопросы

семинары
 

Опрос

Приходилось ли вам обращаться за бесплатной юридической помощью?

Результаты

Архив опросов
Юридическая консультация на urprofy.ru. Консультации адвокатов тут. Решите свой вопрос на Юрпрофи.