Картель как проклятие

Картель

Запрещено per se, то есть безусловно.

Алла Лебедева, начальник отдела контроля на товарных рынках и экономической концентрации, отвечает на вопросы Первого пермского правового портала.

– Антимонопольные органы считают картельный сговор наиболее серьезным нарушением. Хотелось бы понять, что такое картель?

– Картель – это соглашения между хозяйствующими субъектами – конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, действующими на одном товарном рынке, так называемые «горизонтальные» соглашения.

При этом часть 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции содержит исчерпывающий перечень картельных соглашений.

– Наиболее часто встречается такое явление, как ценовой сговор. Пожалуй, любая домохозяйка, не говоря уже об автолюбителях, может привести примеры ценового сговора…

– Вы правы, основные признаки ценового сговора может зафиксировать внимательная домохозяйка. Это одинаковые цены, их синхронное изменение и повышение в одних и тех же пределах. Есть точное определение. Ценовой сговор – установление или поддержание цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок в результате соглашения.

Антимонопольные органы фиксируют пять видов картельных соглашений. Под номером два – сговор при проведении торгов, тендеров и аукционов. Согласованное между участниками повышение, снижение или поддержание цен на торгах. Сговор при проведении торгов, тендеров и аукционов основан на соглашении между конкурентами об условиях получения контракта. Подобное соглашение заключается до начала торгов.

Третий вид – сговор по разделу территорий, клиентов, рынков. Конкуренты заключают соглашение о разделе товарного рынка по территориальному принципу, по объему продажи или покупки товаров, по ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков).

Еще один вариант – сговор по сокращению или прекращению производства товаров. И, наконец, сговор по отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

Указанные «горизонтальные» соглашения запрещены per se (то есть безусловно).

– Хозяйственная деятельность предполагает заключение каких-то соглашений. Субъекты не могут отказаться от контактов, договоров. Что не запрещено?

– Исключение составляют соглашения о совместной деятельности, если такими соглашениями не создается для отдельных лиц возможность устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на третьих лиц ограничения и если результатом таких соглашений является или может являться в совокупности совершенствование производства или стимулирование технического, экономического прогресса и получение покупателями преимуществ (выгод).

– Картель как явление характерна для монополизированного или для свободного рынка?

– Как правило, картели возникают в том случае, когда доля хозяйствующих субъектов на рынке не очень высокая и они не способны в одностороннем порядке, то есть самостоятельно, оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на данном конкретном рынке, поскольку их возможности ограничиваются реакцией других участников рынка.

В таком состоянии единственная возможность для хозяйствующих субъектов влиять на состояние конкуренции на рынке – это картельный сговор, при котором хозяйствующие субъекты – участники картеля, отказываясь соревноваться друг с другом, совместно влияют на состояние конкуренции на рынке и получают возможность устанавливать завышенные цены, устранять с рынка своих конкурентов, не участвующих в сговоре, или осуществлять иные антиконкурентные действия.

– Понятно, что картельный сговор приносит выгоду его участникам. Вредит ли он экономике?

– Разумеется, вредит. Можно выделить следующие факторы отрицательного влияния картелей на экономику:

Во-первых, это ограничение конкуренции на рынке. Заключив картель, хозяйствующие субъекты могут ограничить конкуренцию как между собой, так и на рынке в целом.

Контролируя предложение товара, участники картеля имеют возможность манипулировать ценами по своему усмотрению и в результате получать сверхприбыль.

Следствием получения сверхприбыли при искусственном поднятии цены является отсутствие интереса к развитию технического прогресса и отсутствие у компаний мотивов для развития.

Картель устанавливает нормы производства и сбыта продукции, а результатом является отсутствие у компаний мотивов для производства новых, более качественных товаров.

Наконец, искусственно созданные барьеры для входа на рынок приводят к получению односторонних преимуществ участниками картеля, устранению конкурентов и недопущению на рынок новых игроков.

Так как картель заключается между юридически, а часто и экономически независимыми предприятиями, то картели дестабилизируют рынок, не позволяя объективно оценить конкуренцию на нем.

– Участники картеля фактически занимают доминирующее положение на рынке, но при этом не подпадают под ограничения, установленные для хозяйствующих субъектов такого типа?

– Деятельность хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, контролируется не только антимонопольными органами, но и обществом в целом. Монополист у всех на виду. Свобода его экономической деятельности ограничена статьей 10 Закона о защите конкуренции, в которой установлены запреты на определенные действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на определенном рынке. Действия, указанные в статье 10 Закона о защите конкуренции, признаются злоупотреблением монополистическим положением указанного хозяйствующего субъекта.

Участники картеля продают продукцию самостоятельно, но в рамках соответствующих договоренностей. При образовании картеля его участники, не утрачивая производственной и юридической независимости, создают видимость самостоятельного (конкурентного) поведения на рынке, что негативно сказывается на экономике, так как перестает работать основной закон рынка – «спрос рождает предложение», что, в свою очередь, ведет к подрыву доверия общества к основам рыночной экономики и политике властей в этой области.

Таким образом, картельный сговор приносит экономике, обществу и конкретному потребителю бόльший урон, чем монополист, чье поведение контролируется.

– Чем рискует субъект, вступивший в сговор?

– Необходимо отметить, что за заключение картеля предусмотрена административная (часть 1 статьи 14.32 КоАП РФ) и уголовная ответственность (статья 178 УК РФ).

– Приведите пример картельного сговора или признаков такого сговора на региональном рынке.

– Наверное, многие жители Пермского края полагают, что стоимость авиаперелета Пермь – Москва – Пермь несколько завышена. Действительно, авиабилет до Москвы обходится нам дороже, чем жителям Уфы и даже Тюмени. Почему? Давайте разбираться.

Согласно Правилам формирования и применения тарифов денежная сумма за перевозку пассажира и/или багажа между двумя пунктами (далее – тариф) и условия применения тарифов устанавливаются перевозчиком (пункт 5 Правил).

Проанализировав тарифы на авиационных маршрутах Пермь – Москва и Москва – Пермь и условия их применения, специалисты Управления выявили признаки сговора между участниками рынка.

Расстояние от города Перми до города Москвы составляет около 450 миль (по международному правилу полетное расстояние принято исчислять не в километрах).

До Уфы – те же 450 миль, до Краснодара – 460 миль, до Екатеринбурга – 550 миль, до Тюмени – 660 миль.

При условии применения одинаковых тарифов (одинаковый сервис на борту, условия провоза багажа, бронирования билетов, возврата билетов и так далее), при использовании одинаковых типов судна (что предполагает соразмерные затраты на обслуживание техники, лизинговые платежи), при одинаковых взлетных/посадочных площадках (что предполагает идентичные аэропортовые сборы, сборы за стоянку самолетов), одинаковом полетном времени (то есть при аналогичных затратах на ГСМ и авиатопливо) стоимость авиабилетов на маршрутах Москва – Пермь и Пермь – Москва выше, чем в вышеупомянутых городах. И это при том, что предельные максимальные аэропортовые сборы и тарифы за обслуживание воздушных судов юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, установленные Федеральной службой по тарифам России для аэропорта Большое Савино, являются наименьшими по сравнению с аналогичными сборами в других исследованных городах (аэропортах).

Дело в том, что на тех рынках конкуренция развита намного лучше, чем на рынке авиаперевозок Пермь – Москва – Пермь, где наблюдается безусловное коллективное доминирование авиакомпаний.

На основании вышеизложенного Управлением в отношении авиакомпаний, осуществляющих деятельность на территории аэропорта Большое Савино, возбуждено дело по признакам нарушения Закона о защите конкуренции.

С Аллой Лебедевой беседовала Любовь Соколова

Источник: Первый пермский правовой портал

Материалы по теме 

12.03.2013 17:30

Comments are closed.

задать вопрос
 
 

Вопросы

семинары
 

Опрос

Приходилось ли вам обращаться за бесплатной юридической помощью?

Результаты

Архив опросов
Юридическая консультация на urprofy.ru. Консультации адвокатов тут. Решите свой вопрос на Юрпрофи.