Рустем Юсупов: «В Пермском крае произошел резкий рост нормотворческой деятельности»

Юсупов Рустем РафисовичМинюст – ведомство аналитическое и интеллектуальное. На первый взгляд его работа может показаться рутинной: в отличие от тех же следственных органов его сотрудники не раскрывают преступлений.

Однако работа Минюста не менее важна. Чтобы понять, почему, сегодня мы беседуем с недавно назначенным на пост начальника Управления Минюста по Пермскому краю Рустемом Юсуповым.

– Рустем Рафисович, в Уфе Вы занимали ту же должность, что и у нас. А как пришли в юстицию? Это случайно или осознанно?

– Двенадцать лет я проработал в органах прокуратуры. Занимался всеми направлениями прокурорского надзора, но более всего общенадзорными функциями, взаимодействием с органами государственной власти. Весь общий надзор – это надзор за исполнением федерального законодательства. Поэтому в юридическом плане я был подготовлен. Когда поступило предложение о работе в органах юстиции, согласился, и выбор этот, конечно, был осознанным.

– Что входит в компетенцию Управления, которое Вы возглавляете?

– Есть прямые функциональные обязанности: обеспечение единства правового пространства на территории Пермского края, проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, регистрация некоммерческих организаций и контроль их деятельности, надзорные функции в отношении адвокатов, нотариусов, органов ЗАГС, вопросы международно-правовой помощи и т.д. Это наша каждодневная текущая работа.

С другой стороны, органы юстиции участвуют в реализации более масштабных задач, в том числе и тех, которые определены в госпрограмме «Юстиция», утвержденной распоряжением Правительства РФ 4 апреля текущего года. Одна из глобальных целей юстиции сегодня – это максимальное содействие в обеспечении доступа граждан к правосудию. Для ее достижения органы юстиции выступают модератором в вопросах оказания бесплатной юридической помощи гражданам, проводят активную работу по правовому просвещению и повышению правовой грамотности населения, активно участвуют в законотворческом процессе, выступают связующим звеном между органами государственной власти, судами, правоохранительными органами, корпорациями юристов по важнейшим вопросам деятельности правовой системы страны. В этом смысле поле деятельности органов юстиции очень обширно, но эффективно проводить такую работу можно лишь во взаимодействии с органами власти, юридическим сообществом, правоохранительными органами, институтами гражданского общества.

– Что включает в себя работа по обеспечению единства правового пространства?

– Обеспечение единства правового пространства — это обеспечение соответствия региональных актов, издаваемых органами государственной власти (губернатором, Заксобранием, Правительством края, региональными министерствами и ведомствами), федеральному законодательству. Здесь, кстати, функции Минюста отчасти пересекаются с функциями прокуратуры, но в несколько иной форме. Мы проводим правовую и антикоррупционную экспертизы, готовим экспертные заключения на все без исключения региональные нормативные акты. Есть так называемый федеральный регистр, где взяты на учет все нормативные правовые акты, издаваемые органами государственной власти края. Сейчас по Пермскому краю в федеральном регистре содержится 14 200 нормативно-правовых актов. Из них 9 610 действующих.

– Так много принимают законов?

– И не только законов, но и других подзаконных актов. В течение прошлого года в крае отмечен резкий рост нормотворчества, более чем в два раза. Думаю, это связано со сменой команды, приходом нового губернатора, изменениями в региональном Правительстве. Нормотворческая активность повысилась, соответственно, увеличилась нагрузка на Управление. В 2013 году тенденция сохраняется: так, за 5 месяцев сотрудниками профильного отдела проведено 1 130 правовых экспертиз, что существенно больше, чем в других регионах Приволжского федерального округа.

– Что скажете о нормотворчестве в муниципальных образованиях?

– Одна из функций Минюста – регистрация муниципальных уставов. И здесь есть свои сложности. Качество юридических служб на местах – в муниципальных образованиях – порой очень низкое. А в сельских поселениях юристов иногда и вовсе нет. Напомню, что уставы муниципалитетов должны соответствовать Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Сам закон часто меняется и дополняется новыми нормами, соответственно, должны меняться и уставы муниципалитетов. Но, к сожалению, муниципалитеты подчас вносят в уставы нормы, не соответствующие закону. Или, как вариант, расширяют перечень вопросов, которые решают органы местного самоуправления, вносят изменения в сферу налогообложения, хоть эти вопросы и не относятся к компетенции муниципалитетов, пытаются распоряжаться землями, находящимися в федеральной собственности. То есть по незнанию забирают себе полномочия, принадлежащие краевой или федеральной властям.

Сама по себе процедура принятия устава достаточно длительная и занимает порой более двух месяцев. Проходит, кстати, и процедура публичных слушаний. Тратится много времени и сил. И вот после всего этого Минюст возвращает устав как не соответствующий закону. Бывали случаи, когда мы по пять-шесть раз отказывали в регистрации уставов.

– И что же делать?

– Считаю, что такая схема абсолютно нелогична и неправильна. Поэтому Управление разработало модельные уставы, которые будут обновляться примерно один раз в полгода в соответствии с изменениями федерального законодательства. Да и муниципалитетам будет проще ориентироваться в изменениях федерального законодательства. Эта работа не затрагивает полномочий муниципальных образований, не требует финансовых вложений, то есть речь идет только о некой стандартизации уставов и о вопросах юридической техники. Если на местах воспользуются нашим предложением, это коснется практически всех муниципальных образований, а их в крае 350.

– Как быть с уставом Перми, тоже стандартизировать?

– Поскольку Пермь – крупный миллионный город, краевой центр, то здесь мы готовы работать особо тщательно, в индивидуальном порядке. Речь не об исключении, а об учете специфики муниципального образования, скажем, делении города на районы. Мы готовы включиться, давать детальные консультации по вопросам подготовки устава.

– Ходит много разговоров о возможном объединении Перми с Краснокамском. Чтобы было все по закону, как это нужно сделать?

– Прежде всего, это должна быть инициатива каждого муниципального образования в отдельности. Причем вопрос должен решаться на референдумах гражданами.

– Работа с некоммерческими организациями – для Вас отдельная тема?

– В соответствии с законом на нас лежит обязанность регистрировать и контролировать деятельность НКО. Для справки: сегодня в крае 4 200 зарегистрированных некоммерческих организаций, в Приволжском федеральном округе – 40 тысяч. Спектр их деятельности чрезвычайно широк: это и религиозные организации, и казачьи общества, благотворительные фонды и различные организации социальной направленности, автошколы, спортивные, детские, молодежные, правозащитные организации, негосударственные образовательные учреждения и т.д. На долю 5 регионов округа (республики Татарстан, Башкортостан, Нижегородская, Самарская область, Пермский край) приходится 60% всех зарегистрированных в округе НКО. Что касается законодательства РФ в отношении НКО, оно, на мой взгляд, весьма либерально. При регистрации НКО Минюст не ставит никаких административных препятствий. Лишь только проверка устава на соответствие действующему законодательству. Конечно, если в уставе будет прописано, что деятельность конкретного НКО направлена на подрыв безопасности Российской Федерации, или устав будет содержать другие антиконституционные нормы, мы это НКО никогда не зарегистрируем. Но ведь в уставах такого и не бывает. Поэтому в среднем у нас всего лишь 1,5 процента отказов в регистрации НКО в год. И то лишь ввиду явного несоответствия представленных документов предъявляемым требованиям или потому, что некоторые НКО являются организациями всероссийского уровня, а значит, и регистрироваться должны в Минюсте России.

Хочу также отметить, что в крае идет активная религиозная жизнь, действует 430 религиозных организаций (10 процентов от общего числа – авт.), которые представляют 30 разноплановых конфессий.

– Скажите, как регистрируются религиозные конфессии, в том числе имеющие штаб-квартиру, например в США?

– Один из основополагающих принципов российской Конституции – свобода вероисповедания. Поэтому никаких ограничений здесь быть не может. Если религиозную организацию регистрируют здесь и у нас российские граждане, то мы не можем им отказать. Хотя они и не скрывают, что являются по существу филиалами зарубежных религиозных организаций.

– Им следует объявлять себя иностранными агентами?

– Религиозные организации – любые – не подпадают под действие Закона об иностранных агентах. Вопросы о целесообразности такой нормы возникали и возникают постоянно. Но мы выступаем с позиции правоприменения. Каков бы ни был закон, его следует соблюдать. Хотя, конечно, многие религиозные организации совершенно открыто финансируются из-за рубежа. И суммы немалые.

– Недавно депутаты пытались принять проект закона о миссионерской деятельности. Что скажете?

– В Белгородской области подобный закон существует с 2001 года. Конечно, он не полностью аналогичен тому, что предлагался нашему Заксобранию, и в целом имеет достаточно декларативный характер. И если принимать такой же в Пермском крае в рамках выдвинутой инициативы, необходима его детальная проработка. Ведь и тот проект закона, который вносил депутат Телепнев, требовал серьезной доработки. Мы, со своей стороны, лишь можем сказать, что субъект Федерации – Пермский край – имеет право принять подобный закон. Другое дело – сами нормы, которые будут в нем содержаться.

– Что нужно сделать для того, чтобы объявить себя религиозной организацией?

– Должны быть десять совершеннолетних и дееспособных учредителей, проживающих на территории края, подтверждение от органов местного самоуправления, что организация действует как религиозная не менее 15 лет. Впрочем, в соответствии с решением Европейского суда по правам человека даже отсутствие документа о 15-летнем сроке фактической деятельности не может служить основанием для отказа в регистрации. Также необходимо получить заключение экспертного совета (ученых-религиоведов) о том, что та или иная организация имеет признаки религиозной направленности.

– Для НКО 15.04.2013 истек срок для представления отчетов. Все ли НКО отчеты представили?

– В прошлом году на пятнадцатое апреля было представлено только 35 процентов отчетов. В этом году – около 60 процентов. Цифра выросла почти вдвое. В ближайшее время, думаю, она еще вырастет и будет в пределах 75 процентов. Всем без исключения организациям, не представившим отчеты, будут вынесены предупреждения. Хотя есть среди них и «мертвые души», организации, некогда созданные на бумаге, но ныне не действующие. Таких «мертвых душ» примерно 15-20 процентов от всех зарегистрированных в крае НКО. Если предупреждения Минюста не будут исполнены, в дальнейшем деятельность этих организаций будет прекращена по заявлениям Управления в судебном порядке. Судебная практика по данному вопросу давно отработана.

– Рустем Рафисович, все, что Вы рассказали о работе своего ведомства, очень интересно. Однако вот в чем вопрос: не отделены ли вы от народа, приходят ли к вам люди просто за юридической помощью?

– Приходят. И помощь такую всем оказываем.

В этом году мы стали проводить активную разъяснительную работу и предоставлять консультации гражданам и некоммерческим организациям как при подаче ими документов на регистрацию, так и в целом по вопросам применения норм законодательства об НКО; количество обратившихся к нам граждан выросло многократно.

Кстати, теперь получить правовую консультацию в пермском Минюсте стало еще проще: наши сотрудники принимают в любое рабочее время, то есть количество приемных часов увеличилось с 14 до 40 в неделю. И это несмотря на то, что официальный регламент такого не предусматривает. Но я считаю, что личное общение с людьми – едва ли не лучший способ понять ситуацию с правовыми проблемами в регионе. Сегодня, даже если человек приходит в официально неприемное время, мы обязательно рассмотрим его проблему. А приходят к нам люди так же, как раньше приходили в бесплатную юридическую консультацию. И это не столько имидж Управления, сколько конкретная помощь людям, ведь мы работаем для них.

Вопросы Управлению министерства юстиции по Пермскому краю можно задать здесь:

[customcontact form=4]

Светлана Утемова

Источник: Управление Министерства юстиции в Пермском крае

Материалы по теме

24.06.2013 13:23

Comments are closed.

задать вопрос
 
 

Вопросы

семинары
 

Опрос

Приходилось ли вам обращаться за бесплатной юридической помощью?

Результаты

Архив опросов
Юридическая консультация на urprofy.ru. Консультации адвокатов тут. Решите свой вопрос на Юрпрофи.