Каким образом устанавливаются компенсационные выплаты за работы с вредными и опасными условиями труда?

На вопрос отвечает Дмитрий Стихин, юрист компании «Parma Legal».

Вопрос:

Наше учреждение относится к МЧС. После проведения спецоценки присвоены классы опасности 3.1, 3.2., и 4. Согласно статье 147 ТК РФ нужно доплачивать не менее 4% оклада. Можем ли мы установить более 4%? И еще в ведомственном приказе прописано, что по результатам спецоценки в соответствии с Приказом МЧС № 545 устанавливается надбавка в размере 12% за тяжелые условия труда, и устанавливается она коллективным договором. Об одной и той же надбавке идет речь в этих случаях? Можно ли их суммировать, т.е. установить одному работнику и 4%, и 12%?

Ответ:

В соответствии со ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) каждый работник имеет право на гарантии и компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном статьями 92 (сокращенные рабочий день), 117 (дополнительный отпуск) и 147 (доплаты) ТК РФ.

Повышенные или дополнительные гарантии и компенсации за работу на работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) являются неотъемлемой частью заработной платы работника.

В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В федеральных государственных учреждениях системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 144 ТК РФ).

Статья 5 ТК РФ к актам, содержащим нормы трудового права, относит, в том числе, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

Правовым нормативным актом, регулирующим систему оплаты труда работников учреждений МЧС, является Приказ МЧС РФ от 22 сентября 2009 года № 545 «О новой системе оплаты труда работников бюджетных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России» (далее — Приказ № 545).

Согласно статье 5 ТК РФ нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.

Таким образом, Приказ № 545 применяется в части, не противоречащей нормам ТК РФ и иным вышеуказанным актам.

В соответствии со статьей 147 ТК РФ минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

Необходимо иметь ввиду, что до 01.01.2014 статья 147 ТК РФ имела другую редакцию и носила другое название: «Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда».

Именно в период действия прежней редакции данной статьи был принят Приказ № 545, которым утверждены условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера работникам бюджетных и казенных учреждений МЧС России и гражданскому персоналу спасательных воинских формирований МЧС России, в том числе компенсационных выплат работникам МЧС, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда.

Из грамматического толкования данных норм следует, что Приказ № 545 принят в развитие ст. 147 ТК РФ и предусматривает расширенное регулирование данных выплат.

Таким образом, полагаем, что в обеих нормах речь идет об одной и той же компенсации, только ТК РФ устанавливает минимальный ее размер, а Приказ регулирует максимально подробно.

Так, Приказ № 545 предусматривает два вида компенсационных выплат работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда:

  1. Выплаты, устанавливаемые за фактическое время выполнения конкретных работ, перечень которых определен в приложениях к приказу;
  2. Выплаты, устанавливаемые на постоянной основе, за работу:

а) в тяжелых и вредных условиях труда — 12 процентов оклада;

б) в особо тяжелых и особо вредных условиях труда — 24 процента оклада.

Перечень работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда приведен в приложении к подпункту 1.2.2.

Здесь же предусмотрено, что конкретные размеры доплат определяются по результатам аттестации рабочих мест и оценке условий труда в соответствии с перечнями работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда и утверждаются приказом руководителя.

Таким образом, по нашему мнению, ст. 147 ТК РФ устанавливает минимальный размер компенсации, а Приказ № 545 — максимальные размеры. Конкретные размеры компенсации должны определяться руководителем по результатам оценки условий труда.

Дополнительные компенсации за работу на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренные в ст. 147 ТК РФ и Приказе № 545, могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.

25.09.2015 15:28

Количество просмотров: 1145

1 комментарий

  1. Снежана:

    Благодарю специалиста! Ответ очень подробный, мне все понятно. Думаю теорема доказана! Попробуем применитиь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 
 

Вопросы

 

Опрос

Приходилось ли вам обращаться за бесплатной юридической помощью?

Результаты

Архив опросов
Юридическая консультация на urprofy.ru. Консультации адвокатов тут. Решите свой вопрос на Юрпрофи.