Какие расходы по имуществу, переданному физическим лицом в доверительное управление, может оплачивать юридическое лицо?

На вопрос отвечает А.Н. Высоцкая, аудитор ООО «Инвест-аудит».

Вопрос:

Физическое лицо, как собственник имущества (помещение, автомобиль) желает передать в доверительное управление юридическому лицу, учредителем которого он является, нежилое помещение и автомобиль. Какие возможные расходы по такому имуществу, которые несет физическое лицо, юридическое лицо может прописать, принимать и оплачивать по такому договору?

Ответ:

Доверительный управляющий (юридическое лицо) в рамках договора доверительного управления может принимать к учету все расходы, удовлетворяющие требованиям ПБУ 10/99 «Расходы организации», ст. 9 Закона о бухгалтерском учете № 402-ФЗ.

Расходы по содержанию имущества должны быть связаны с предпринимательской деятельностью, то есть доверительный управляющий не имеет право, например, включать в расходы ГСМ, израсходованных на личные нужды учредителя.

Обоснование:

Сделки с переданным в доверительное управление имуществом доверительный управляющий совершает от своего имени, указывая при этом, что он действует в качестве такого управляющего. Это условие считается соблюденным, если при совершении действий, не требующих письменного оформления, другая сторона информирована об их совершении доверительным управляющим в этом качестве, а в письменных документах после имени или наименования доверительного управляющего сделана пометка «Д.У.» (п. 3 ст. 1012 ГК РФ).

Доверительный управляющий имеет право на вознаграждение, предусмотренное договором доверительного управления имуществом, а также на возмещение необходимых расходов, произведенных им при доверительном управлении имуществом, за счет доходов от использования этого имущества (ст. 1023 ГК РФ).

Статья 1020 ГК РФ устанавливает, что доверительный управляющий осуществляет правомочия собственника имущества в отношении имущества, переданного в доверительное управление, в пределах, предусмотренных законом и договором доверительного управления. Права, приобретенные доверительным управляющим в результате действий по доверительному управлению имуществом, включаются в состав переданного в доверительное управление имущества. Обязанности, возникшие в результате таких действий, исполняются за счет этого имущества. В силу ст. 210 ГК РФ собственник обязан нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором.

Таким образом, обязанность по несению расходов на содержание имущества, переданного в доверительное управление, переходит к доверительному управляющему, если это предусмотрено договором ДУ (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 16.06.2008 № Ф08-2923/2008 по делу № А32-13753/2007-2/159).

В тоже время такие налоги, как земельный налог, транспортный налог, налог на имущество уплачивается собственником имущества (учредителем) (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.10.2007 по делу № А05-2963/2007).

Доверительный управляющий обеспечивает учет полученного в управление имущества, а также связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом операций на отдельном балансе (в обособленном учете) (п. 11 Указаний по отражению в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, утвержденных Приказом Минфина России от 28.11.2001 № 97н).

Переданные в доверительное управление здание и автомобиль, согласно п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, подлежат включению в состав основных средств в отдельном балансе.

Поскольку учредитель управления (физическое лицо) не начисляет амортизацию по данному имуществу, то в обособленном учете начисление амортизации также не производится (абз. 2 п. 12 Указаний).

В составе расходов по обычным видам деятельности, формирующих финансовый результат в обособленном учете, отражаются фактическая себестоимость отпущенных в производство и израсходованных материалов, расходы на оплату труда водителей и технического персонала, а также соответствующие суммы страховых взносов, полученных услуг по содержанию имущества и прочие расходы. Данные расходы отражаются по дебету счета 20 «Основное производство» и кредиту счетов 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 60 «Расчеты с поставщиками» (пп. 5, 8, 16 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н, Инструкция по применению Плана счетов).

Обращаем внимание, что расходы по содержанию имущества должны быть связаны с предпринимательской деятельностью, то есть доверительный управляющий не имеет право, например, включать в расходы ГСМ, израсходованных на личные нужды учредителя.

Суммы затрат, связанных с оказанием услуг, списываются ежемесячно со счета 20 в дебет счета 90 «Продажи», субсчет 90-2 «Себестоимость продаж» (абз. 3 п. 12 Указаний, Инструкция по применению Плана счетов).

Что касается суммы вознаграждения, причитающегося управляющей компании согласно договору доверительного управления имуществом, то данный расход является управленческим и отражается в полной сумме (с учетом НДС) по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (абз. 2 п. 13 Указаний, Инструкция по применению Плана счетов).

Выручка от реализации услуг учитывается в обособленном учете операций по договору доверительного управления имуществом в составе доходов по обычным видам деятельности в соответствии с абз. 2 п. 11 Указаний, п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н. Выручка отражается по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 90, субсчет 90-1 «Выручка» (Инструкция по применению Плана счетов).

При перечислении денежных средств в счет причитающегося учредителю управления дохода по договору доверительного управления имуществом кредитуются счета учета денежных средств в корреспонденции с дебетом счета 79, субсчет 79-3 (п. 13 Указаний).

Для целей гл. 25 НК РФ имущество (в том числе имущественные права), переданное по ДДУ, не признается доходом доверительного управляющего. Вознаграждение, получаемое доверительным управляющим в течение срока действия ДДУ, является его доходом от реализации и подлежит налогообложению в установленном порядке. При этом затраты, связанные с осуществлением доверительного управления, признаются расходами доверительного управляющего, если в договоре доверительного управления имуществом не предусмотрено их возмещение учредителем доверительного управления.

На основании вышеизложенного, договором доверительного управления могут быть предусмотрены следующие расходы доверительного управляющего, связанные с осуществлением доверительного управления имуществом, при условии, что они не возмещаются учредителем доверительного управления:

— расходы на электроэнергию, коммунальные услуги

— расходы по поддержанию имущества в нормальном состоянии (проведение текущего ремонта помещения и автомобиля)

— расходы на ГСМ (за исключением, расходов на ГСМ, которые связаны с личными нуждами учредителя – собственника имущества).

27.03.2015 15:44

Количество просмотров: 1492

Comments are closed.

 
 

Вопросы

 

Опрос

Приходилось ли вам обращаться за бесплатной юридической помощью?

Результаты

Архив опросов