За границами России

 

 

 

 

 

 

В 2010 году лауреат премии Клуба юристов 2004 года в номинации «Право и СМИ» Елена Стеблова проходила стажировку в частной языковой школе во Франции. Эта школа не только дает знания в области французского языка вообще, но в частности – в области юридического французского. Заметки и размышления Елены Стебловой мы предлагаем вашему вниманию.

Напоминаем, что в рубрике портала «У нас» и «у них» вы, уважаемые юристы, можете поделиться опытом и впечатлениями, полученными при знакомстве с правовой системой других стран. Ждем ваших писем, заметок, комментариев. Письма и комментарии можно отправлять на электронный адрес редакции портала.

Суд Франции. Впечатления юриста. На древней галльской земле

Наверное, классики правы, утверждая, что право будет существовать до тех пор, пока будет существовать государство. Размышляя по поводу специфики профессии юриста, прихожу к мысли о том, что она сугубо национальна, как и законодательство, правовая и судебная системы. Это бастионы, которые падут последними при разрушении государственных границ. Эти мысли сопровождали меня при знакомстве с Францией.

Туристическое и профессиональное любопытство было частично удовлетворено после курса юридического французского языка, совмещенного с практическим ознакомлением с работой судебной системы. Практикующие адвокаты и действующие судьи попытались создать для нас, слушателей из многих стран мира, некоторую общую картину французского судопроизводства. В предлагаемых зарисовках я осознанного ограничиваюсь своими личными впечатлениями, не призывая на помощь законодательство или какие-то официальные источники.

Мрачные коридоры Дворца Правосудия в Париже

Итак, первое впечатление – Дворец правосудия. Большое, мрачное здание, с лабиринтом коридоров и не очень понятным расположением залов для заседаний. Одно обстоятельство вызвало у меня удивление и зависть: в суде каждой инстанции во Дворце правосудия есть комнаты для адвокатов, которые проводят там время между процессами. В комнатах находятся компьютеры, принтеры, ксероксы, которыми юристы могут воспользоваться. Здесь же – предназначенная для них библиотека.

Первая комната для аудиенций. Зал №1

Второе впечатление – залы судебных заседаний. Нам посчастливилось присутствовать при проведении аудиенции суда в зале N 1, то есть первом зале, который после Великой Французской революции был приспособлен под суд. Интересно, что сохраняет свой первозданный вид. В галерее Сен-Луи Дворца правосудия расположен высший суд Франции – кассационный суд. К сожалению, его залы заседания были закрыты для любопытствующих.

Третье впечатление – действующие лица «театра правосудия»: судьи и адвокаты.

Мы увидели большое количество людей в мантиях. Сначала это навело на мысль о большом количестве членов судейского корпуса. Впоследствии нам объяснили, что одна часть этих людей – судьи, а другая – адвокаты. Адвокатские мантии не отличаются от судейских (это символ равенства всех перед юстицией). У некоторых адвокатов были белые меховые полоски на шарфах. Дело в том, что все французские адвокаты до Великой Французской революции подчинялись королю, символом подчиненности как раз и были подобные полоски (как часть королевской мантии). После революции адвокаты коллегий, которые восстали против королевской власти, публично отрезали белые «меховушки», демонстрируя антироялистское настроение. Не знаю, насколько это правдоподобно. Но версия очень красивая и, по-моему, имеет право на существование, тем более, ее рассказали французские адвокаты, а они, наверное, знают, о чем говорят.

Кассационный суд Франции

Профессиональные потрясения

Помимо внешних и эмоциональных впечатлений знакомство с французской судебной системой привело к профессиональным потрясениям.

Юриста, не знающего специфики французской судебной системы, обескураживает то обстоятельство, что в гражданском судопроизводстве наряду с профессиональными судьями участвуют и непрофессиональные.

При разрешении гражданских споров профессиональные судьи участвуют в работе судов инстанции и Большой инстанции, в апелляционных судах и в кассационном суде.

В ряде судов первой инстанции допускается разрешение споров людьми, не имеющими специального юридического образования. Например, в работе коммерческого арбитража (коммерческий суд) или совете прюдомов (суд, рассматривающий трудовые споры).

Круг профессиональных судей и лиц, наделенных судейскими полномочиями (магистратов), ограничен. Для получения такого статуса лицо, имеющее высшее юридическое образование, должно пройти обязательный двухлетний срок обучения в Национальной школе магистратуры. Она единственная в стране и находится в Бордо.

Непрофессиональные судьи специального образования могут не иметь: коммерческий арбитраж состоит из выборных граждан, которые имеют высокий профессиональный статус в той или иной области коммерции или производства. Совет прюдомов, как следует из буквального перевода – «совет сведущих людей», состоит из людей, имеющих высокий профессиональный и личный авторитет.

Возможность участия в судопроизводстве непрофессиональных судей вызывает шок у тех, кто знакомится судебной системой Франции. Сразу возникает вопрос – что это? Пережиток Великой Французской революции? Прогрессивный шаг вперед, позволяющий сделать судебную систему «правильнее и человечнее»? Нам довелось побеседовать с одним из тех, кто вершит правосудие в совете прюдомов. Один из судей рассказал, что он – машинист и его основное рабочее место – метрополитен. В совете он работает как выборный судья.

Поль Сезанн, «Адвокат», 1866г. Холст, масло. 62 x 52 см Музей Орсэ, Париж

Французское судебное разбирательство. Переворот в сознании

Следующая особенность судебной системой Франции – ход самого судебного разбирательства. У российских юристов с момента получения диплома заложено понимание того, что судебное заседание – это процесс. Со всеми вытекающими из этого последствиями. Есть стадии процесса, на каждой из которых сторонам предоставлены определенные права и возлагаются определенные обязанности. Каждый из нас понимает, что процесс – дело долгое не только в часовом исчислении в течение одного рабочего дня, но и в годовом исчислении. Во Франции дело обстоит иначе.

Я не могла предположить, когда нас пригласили на аудиенцию в суд, что придется столкнуться с чем-то, что перевернет полностью мои сложившиеся представления о течении гражданского процесса.

Нас привели в 14.00 в зал судебного заседания. Председатель судебного состава уже объявил о начале аудиенции и сказал, что на аудиенцию представлены четыре дела. На рассмотрение каждого было отведено 15 минут. То есть их рассмотрение (четырех дел!) должно было завершиться в 15.00. Дело начиналось с представления сторон и пояснения содержания тех документов, которые представлены. Некоторые заседания, судя по вопросам и поведению сторон, были предварительными, по некоторым делам должны были быть вынесены решения. Ровно через четверть часа представителей сторон отправляли на свои места в зале и приглашали участников следующего процесса. Участники всех четырех разбирательств находились в зале и ждали своей очереди.

Без детального знания французского гражданского законодательства было очень непросто разобраться в том действии, которое разворачивалось у меня на глазах.

Несколько вещей искренне удивили и озадачили меня. Первое, как я уже упоминала, достаточно короткий срок аудиенции по отдельно взятому делу. Второе – то, что в ходе аудиенции председательствующий судья (президент) настоятельно требовал пояснений именно от адвокатов – представителей сторон. Он очень редко относил свои вопросы непосредственно к истцу и ответчику. И третье – то, что фактически самого процесса, как это принято у нас в России, не было. Хотя присутствовал полный внешний антураж: судьи и адвокаты в мантиях и париках.

В этот момент у меня появились какие-то особые ощущения: вроде бы понимаю общий смысл того, что происходит, но все течет по каким-то особым правилам, а то, что я привыкла воспринимать в определенной последовательности, на самом деле течет как-то иначе, по иным законам «юридической природы». Я поняла, что такие ощущения и называются ломкой стереотипов. В моем случае ломкой профессиональных стереотипов: возникает попытка понять чужой менталитет, чужие правила игры, принять их хотя бы на данный промежуток времени.

В конце аудиенции суд удалился в отдельный кабинет и, вернувшись через непродолжительное время, изложил свой вердикт по каждому делу, рассмотренному в ходе аудиенции.

Вот такими я увидела суды Франции. Естественно, повторюсь еще раз, это не профессиональный анализ судебной системы, а весьма поверхностные, но эмоционально насыщенные впечатления юриста и путешественника.

Елена Стеблова, лауреат премии Клуба юристов 2004 г в номинации «Право и СМИ».

Материалы по теме

ИСТОЧНИК// Первый пермский правовой портал

28.07.2011 00:05

Comments are closed.

задать вопрос
 
 

Вопросы

семинары
 

Опрос

Приходилось ли вам обращаться за бесплатной юридической помощью?

Результаты

Архив опросов