Рынок жилищно-коммунального хозяйства, как и любой другой, основан на взаимодействии его субъектов.
У каждого из них свои ресурсы, свои функции, свои проблемы. Какое место в этой системе занимают представители малого бизнеса – управляющие компании, рассказал директор Пермского Фонда содействия ТСЖ Андрей Жуков.
– Из каких «игроков» складывается рынок жилищно-коммунального хозяйства?
– Прежде всего, это органы власти всех уровней: федерального, регионального, муниципального. В обязательном порядке это собственники, надзорные органы и ресурсоснабжающие организации. Важную роль играют ТСЖ, ЖСК и управляющие компании. Особое место отведено некоммерческим организациям. Они представляют собой либо объединение ТСЖ и УК, либо организации, предоставляющие консультационные услуги.
– Сформирована ли в Прикамье система взаимодействия между этими субъектами?
– Система взаимодействия, на мой взгляд, находится на стадии становления. Поэтому мы разрабатываем идею создания общественных советов по вопросам управления многоквартирными домами. Там будут присутствовать все субъекты: ОГВ, ресурсоснабжающие организации, ТСЖ и УК. Они должны построить эту систему вместе, путем обсуждения. Когда система формируется на судебных площадках – это дикость.
– Кто является в этой схеме главным звеном?
– Управляющие компании, безусловно, являются центром нашей жилищно-коммунальной жизни. Они вынуждены взаимодействовать со всеми: с властью, ТСЖ, собственниками, ресурсоснабжающими организациями и так далее. Благодаря этому управляющие компании обладают наибольшим набором компетенций.
– Какие проблемы возникают у управляющих компаний?
– Одна из основных проблем управляющих компаний – это давление со стороны других субъектов рынка. Особенно со стороны ресурсоснабжающих организаций, которые являются монополистами. Между ними постоянно возникают противоречия, и как следствие – судебные процессы. Управляющим компаниям тягаться с крупными организациями не под силу, ведь в России они всегда являются малым бизнесом.
– Почему управляющие компании остаются малым бизнесом?
– Вообще это очень специфический вид и малорентабельный вид бизнеса. При этом на управляющих компаниях большая социальная ответственность. Для них недоступен кредит, поскольку у них нет обеспечения. Кажется, что существуют уже крупные управляющие организации, но на самом деле 75% денежных средств уходит на ресурсы.
Корень проблемы можно увидеть на простом примере. Представьте себе предпринимателя, у которого есть сеть киосков, скажем, в Чернушке. Накопил он денег еще на два киоска. Но чтобы их открыть, надо пройти множество контролирующих инстанций. Получается, что расширять бизнес – смысла нет. А если мы говорим о рынке ЖКХ, то здесь к тому же приходится действовать в условиях жесткой конкуренции. В итоге руководитель малого бизнеса приходит к выводу, что на эти деньги лучше купить себе дорогой автомобиль.
– Сформировался ли на сегодняшний день рынок управления многоквартирными домами в Перми и Пермском крае?
– Рынок уже определенно есть, и он четко сегментирован. Есть управляющие компании, которые готовы улучшать и свой имидж, и систему взаимодействия с потребителями. В городе их порядка 40%. Где-то около 30% – это компании-новички. У них еще нет баланса между возможностями и желаниями. Остальные – аутсайдеры. У них не выстроена система взаимодействия с собственниками и контролирующими органами, нет информационной стратегии. Постепенно, в процессе конкуренции они будут отсеиваться.
Особенность пермского рынка ЖКХ – это его либеральность. Он сознательно выстраивался либеральным. По сравнению другими регионами страны у нас давление административного ресурса минимально. Показательно, что самая большая плотность управляющих компаний на душу населения в Краснокамске. Большой выбор компаний у собственников жилья есть в Чайковском, Березниках, Чернушке. И это хорошо, поскольку, когда есть конкуренция – есть здоровый рост.
Беседовала с Андреем Жуковым Ольга Красильникова
Источник: Первый пермский правовой портал
Материалы по теме