Таможенное законодательство предлагает сегодня широкий спектр инструментов, позволяющих сократить сроки совершения таможенных операций и, соответственно, уменьшить затраты бизнеса на таможенное администрирование.
В повестке очередного заседания Общественно-Консультативного совета, состоявшегося 17.05.2013 г., к обсуждению с участниками внешнеэкономической деятельности было предложено три из имеющихся инструментов: освобождение от таможенных досмотров (зеленый сектор), получение предварительных классификационных решений по товарам, и электронное взаимодействие со складами временного хранения.
Зеленый сектор
Как известно, основные затраты участники внешнеэкономической деятельности несут в том случае, если по тем или иным причинам, в отношении товарной партии необходимо провести досмотр. Это означает, что компании нужно выгрузить товар на склад временного хранения, распаковать его (в том количестве, в котором это необходимо), а после проведения досмотра упаковать обратно. Помимо временных затрат, компания тратит реальные деньги: хранение на СВХ не бесплатно. Безусловно, досмотр — это крайняя мера (по данным за 4 месяца2013 г. Пермской таможней было досмотрено всего 2,5% от общего числа товарных партий), однако в любом случае мера довольно затратная.
Учитывая, что нарушителем таможенного законодательства является не товар и не отрасль, а конкретный субъект внешнеэкономической деятельности, ФТС России сегодня активно внедряет принцип выборочности таможенного контроля. Для добросовестных участников ВЭД государство предусматривает упрощение и ускорение таможенных операций, которое, в том числе, выражается в неприменении по отношению к ним таможенных досмотров.
Сегодня «зеленый сектор» формируется по отраслевому принципу:
- импортеры компонентов для промышленной сборки транспортных средств;
- импортеры продукции рыбного промысла;
- импортеры мясной продукции;
- экспортеры товаров собственного производства (без вывозных таможенных пошлин); промышленные компании, осуществляющие ввоз/вывоз сырья, оборудования и продуктов производства.
При этом недостаточно принадлежать к одной из этих групп: необходимо соответствовать ряду критериев, которые прописаны по каждой отрасли. Так, например, если речь идет об экспортерах товаров собственного производства, то общая фактурная стоимость полностью произведенных или переработанных товаров, экспортируемых компанией в течение одного года, должна составлять не менее 500 тыс. евро.
Впрочем освобождение от досмотров не избавляет предприятие от таможенного контроля как такового. Реализация субъектно-ориентированного подхода означает, что в отношении компаний из «зеленого сектора» таможенный контроль будет проведен после выпуска в виде таможенной проверки.
Отметим, что сегодня в Пермском крае в «зеленом секторе» находятся три компании:
- ООО «Сириал Партнерс Рус»;
- ОАО «Соликамскбумпром»;
- ОАО «Уралкалий».
Предварительные классификационные решения
Выдача предварительных классификационных решений — еще один инструмент сокращения сроков проведения таможенных операций. Имея на руках этот документ (получить его можно даже до заключения внешнеэкономического контракта), предприятие вправе:
- заблаговременно рассчитать таможенные платежи;
- получить необходимые разрешительные документы для выпуска (если это потребуется);
- посчитать затраты на перемещение товара;
- др.
Плюс к этому сокращаются сроки проверки правильности классификации в отношении данного товара, поскольку инспектору остается только проверить фактически перемещаемый товар на соответствие характеристикам, указанным в предварительном решении. Этот механизм, таким образом, позволяет минимизировать возможные издержки бизнеса при таможенном администрировании. Предварительные классификационные решения сегодня выдают все региональные таможенные управления, в том числе Приволжское.
Электронный обмен информацией между таможенным органом и лицом, осуществляющим временное хранение товаров, позволяют инспектору поста в максимально короткие сроки проинформировать склад о фактах выпуска товара и направить в электронном виде разрешение на выдачу товара с СВХ. Таким образом, сокращается время таможенного администрирования, а также минимизируются издержки, связанные с простоями транспортных средств, погрузо-разгрузочными и складскими операциями.
Все современные таможенные технологии преследуют целью максимальное упрощение таможенных формальностей для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности. Однако только усилиями таможенных органов внедрить их в деятельность российских предприятий невозможно. Необходима инициатива бизнеса. Пермская таможня со своей стороны готова всячески содействовать выстраиванию оптимальной модели взаимодействия, которая учитывает интересы и бизнеса, и государства.
Евгения Пастухова
Источник: Первый пермский правовой портал
19.05.2013 14:42