Всегда остаемся слугами народа и закона

Светлана Петровна Чусовитина

 

 

 

 

 

 

 

Возвращаемся к теме десятилетия мировой юстиции. 21 июня 2001 года вышло Постановление Законодательного Собрания N 1589 «О назначении мировых судей Пермской области».

В нем список из 54 судей открывает Светлана Петровна Чусовитина, назначенная на территориальный участок N 1 Дзержинского района г. Перми. Всю свою жизнь она посвятила служению Фемиде и прежде чем стать мировым судьей поработала секретарем в суде и адвокатом. В юбилейный для мировой юстиции год судья в отставке Светлана Чусовитина вспоминает о самых интересных моментах своей нелегкой работы.

Светлана Петровна, расскажите, почему Вы решили связать свою жизнь с юриспруденцией и какие ступени карьерной лестницы Вы прошли, прежде чем стать судьей?

– Сначала я мечтала быть учителем начальных классов, но потом стала читать в газетах про работу милиции и загорелась желанием такой же профессиональной деятельности. Наверное, давал знать о себе юношеский максимализм, желание романтики. В милицию меня не взяли и я пошла в суд. С 1972 по 1975 год я работала секретарем суда Индустриального района города Перми. Я считаю себя «воспитанницей» этого суда, у меня были отличные учителя. Например, я всегда буду помнить, чему меня учила судья Римма Ивановна Миронова. Она показала мне, как должен работать секретарь суда, приучила к точности и аккуратности, вежливому общению с людьми в любых ситуациях. Также своим учителем я считаю председателя суда Индустриального района Марью Михайловну Иванову. В суде я поработала секретарем судебного заседания, секретарем суда и судебным исполнителем. С 1975 по 1981 год училась в ПГУ, на вечернем отделении юридического факультета, в эти же годы работала секретарем Президиума коллегии адвокатов. Потом целых двадцать лет (с 1981 года) я работала адвокатом, это был отличный исторический период, в том числе годы перестройки. В 2001 году, сразу после выхода Закона о мировых судьях, по совету коллег и по внутреннему убеждению, я решила стать судьей.

Предыдущий опыт работы адвокатом и секретарем помог Вам в дальнейшем или, напротив, стал причиной определенных профессиональных противоречий?

– Могу сказать точно, что нельзя сравнивать, у кого тяжелее работа – у судьи или адвоката, ведь у них совсем разные подходы. После суда мне было тяжело работать адвокатом, потому что адвокат смотрит преимущественно со стороны смягчающих вину обстоятельств, прокурор – отягчающих. Судья же взвешивает и то, и другое, плюс смотрит на самого человека и решает его судьбу. Кроме того, считаю, что к судьям не применимо понятие «профессиональная деформация», потому что судья – человек разносторонний. Мы не мыслим чисто с обвинительным или чисто оправдательным уклоном, среди нас нет таких, кто встает исключительно на сторону потерпевшего или обвиняемого. Еще мне очень помогла работа секретарем, я же начинала с азов, с канцелярии и знала эту работу изнутри. Соответственно, я понимала, что нужно требовать от своих подчиненных и в чем им можно помочь.

Вспомните Ваши первые дни работы мировым судьей. С какими трудностями пришлось столкнуться, каким образом проходило становление нового института?

– Этот институт действительно формировался у нас на глазах. Естественно, было нелегко. Сейчас многое изменилось, в первую очередь стала лучше материальная база и техническое оснащение. Когда-то мы печатали на огромных машинках «Ундервуд», потом появились компьютеры, которые очень медленно работали. Возросла скорость обмена информацией, учитывая все современные средства связи. В начале работы у некоторых мировых судей не было собственного помещения. Мне повезло, на нашем участке оно появилось почти сразу. Нам выделили шторы и печатную машинку. Я помню как к нам приезжало телевидение, а мы еще весили жалюзи на окна, когда люди с камерами уже стояли на пороге… Конечно, мы получали помощь от районных и вышестоящих судов. Работа на участках распределялась не совсем равномерно, с учетом специфики района. Например, на моем участке N 1 было немного промышленных предприятий, а значит, и вопросов из области трудового права возникало мало. У нас были садовые кооперативы, поэтому приходилось решать большое количество споров о земле. Также мы занимались конфликтами, связанными с квартплатой, решали проблемы, возникающие между родственниками или соседями.

Чтобы говорить о работе мировых судей, нужно понимать, с какой целью создавался этот институт. Мы нужны были для того, чтобы сделать суд ближе к народу и нас все знали в лицо, как участкового инспектора. У нас даже были свои «постоянные посетители», приходящие из раза в раз с одними и теми же проблемами, в основном это ссоры с соседями. В чем-то мы подменили товарищеские суды, которые были при советской власти, при домоуправлениях. Мало кто про них помнит, в них сидели три человека, не обязательно с высшим образованием. Кроме того, мы были «вторым участковым инспектором», а иногда играли и роль педагогов.

Если говорить о правовой специфике начала нашей работы, то со временем изучалась судебная практика. С учетом этого вносились изменения в кодексы, часть дел «уходила» от мировых судей, часть – возвращалась. Приступив к работе, мы не исполняли часть функций ГИБДД, не лишали водительских прав, с 1 июля 2002 года большую часть дел, связанных с нарушением ПДД, отнесли к компетенции мировых судей. Первое время некоторые были этим недовольны и не понимали, как судьи могут лишать водительских прав, если у некоторых из них водительских прав нет? Нам же было достаточно норм Кодекса об административных правонарушениях и Правил дорожного движения, которые мы детально изучали для качественного и справедливого рассмотрения дела. Определенная сложность была с делами частного обвинения, когда участковые инспектора стали к нам отправлять людей. Приходилось объяснять, что профилактика не входит в наши обязанности и эта функция полностью закреплена за ними. Определенные проблемы возникали с налоговыми и пожнадзором. В целом, со всеми органами мы приходили к компромиссу и нередко высказывали пожелания, которые в итоге оптимизировали деятельность этих служб.

Вы можете сравнить старое и новое поколение судей, как меняются люди и принципы, которыми они руководствуются, в зависимости от эпохи?

– Первое и главное: судьи не зависят от политики, в любые исторические периоды мы остаемся слугами народа и закона. Да, понятий советского права у нас не осталось, это естественно, судья идет в ногу со временем. В процессе нельзя показать ни следа эмоций, должны быть железные нервы. Неизменными остаются такие качества, как точность, аккуратность, выдержанность, умение находить язык с любым человеком, ответственность, объективность.

У Вас есть какой-нибудь личный профессиональный принцип, которым вы постоянно руководствовались в работе?

– Мне всегда было важно, чтобы люди выходили из суда не с чувством обиды, а с ощущением торжества правды и справедливости. Возможно, в это трудно поверить, но у меня были случаи, когда мирились прямо в зале суда, пожимали друг другу руки. Задача судьи – улучшить отношения людей насколько это возможно, сделать так, чтобы они не оставались врагами, прийти к конструктивному решению, мировому соглашению. Дела с таким исходом – самые счастливые моменты в работе.

Говорят, что любой судья должен быть психологом. Вы согласны с этим?

– Безусловно. Некоторые люди, которые к нам приходили, вели себя просто непредсказуемо и странно. Были случаи, когда в зал суда приходили с ножами или топорами, а ведь у нас не сразу появились судебные приставы. Мы не выбираем с кем работать. Например, одна женщина написала жалобу на судью за «слишком вызывающий цвет юбки, который мешал ей сосредоточиться на процессе». Был мужчина, который пришел и дал нам визитку с текстом: «широкий специалист от автослесаря до решения юридических проблем»… Странно было смотреть на реакцию людей, когда мне дали мантию. Меня называли и «ваше высочество», и «ваше величество», просто не знали, как обращаться к судье.

Какая работа наиболее близка к судейской?

– Нет, со спортивным судейством мы точно ничего общего не имеем. Ни с арбитрами, ни с рефери, у них совсем другие принципы. Если и сравнивать нас с кем-то, то только с врачами. Соответственно, и принцип у нас тот же, что и у них: «Не навреди».

Ксения Удодова

Материалы по теме

ИСТОЧНИК// Первый пермский правовой портал

07.05.2011 11:41

Comments are closed.

задать вопрос
 
 

Вопросы

семинары
 

Опрос

Приходилось ли вам обращаться за бесплатной юридической помощью?

Результаты

Архив опросов
Юридическая консультация на urprofy.ru. Консультации адвокатов тут. Решите свой вопрос на Юрпрофи.