Сделки с недвижимостью — через Интернет

Электронная подпись понадобится для регистрации прав на недвижимость

Госдума в конце 2012 г. приняла в первом чтении законопроект № 54480-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости» (об упрощении процедуры подачи в Росреестр документов для регистрации прав на недвижимость).

Документ разработан группой во главе с председателем комитета по законодательству Павлом Крашенинниковым. Кроме него в группу вошли депутаты Государственной Думы Ю.А.Напсо, Р.М.Марданшин, С.Ю.Фабричный, А.С.Кропачев, И.К.Сухарев, А.И.Скоробогатько, М.Л.Шаккум.

Законопроект предусматривает сразу несколько новелл в области регистрации прав на недвижимое имущество. Теперь, если данный документ приобретет статус закона,  граждане смогут «общаться» с госрегистратором через систему электронного документооборота. Эта мера устранит очереди в Росреестре или резко снизит их количество, то есть будет решена одна из задач, которые ставили перед собой законодатели.

В Правительстве поддержали законопроект, но с условием доработки ко второму чтению. Недостатки проекта, которые были отмечены, преимущественно касаются  необходимости согласования с другими нормативными актами. Кроме того, думский комитет попросили привести положения законопроекта в соответствие с нормами проекта нового ГК.

Суть новых новелл

Группа законодателей предложила заявления и все документы, которые нужны для госрегистрации прав на недвижимость, принимать от граждан в форме электронных документов с использованием сетей связи общего пользования.  Обязательным условием является при этом заверение данных документов электронной подписью нотариуса. По результатам регистрации свидетельство, если того пожелает гражданин, может быть направлено ему в электронной форме по электронной почте, заверенное электронной подписью госрегистратора.

При этом предполагается, что подобная форма регистрации снимет количественные ограничения при приеме заявлений от населения, а также уменьшит очереди в Росреестре.  На данный момент система такова: документы в Росреестр подаются лично или по почте. В случае если документы направляются по почте, необходимо нотариальное подтверждение подлинности подписи данного заявителя в заявлении о государственной регистрации прав и, кроме того, нотариальное удостоверение сделки с объектом недвижимого имущества.

Второе предложение, отраженное в законопроекте, – сокращение срока (с 5 до 1 рабочего дня), в течение которого госрегистратор направляет заявителю уведомление о приостановлении госрегистрации прав, а также о причинах этого. Граждане в процессе подачи документов имеют право сделать заявление с просьбой о том, чтобы уведомление было выдано на руки (в течение 1 дня с момента принятия решения о приостановке госрегистрации прав на недвижимость) или направлено по электронной почте (тогда сторона сделки сможет забрать оригинал уведомления в органах Росреестра).

В действующем законодательстве существует расплывчатая формулировка: «если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие регистрационные записи». В этих случаях опечатки можно исправить только по решению суда. В законопроекте конкретизируется понятие технической ошибки в сведениях Единого госреестра прав, исправление которой не требует обращения в суд.

Техническими ошибками считаются ошибки, приведшие к несоответствию регистрационных записей сведениям из документов, на основании которых записи формировались:

  • описка;
  • опечатка;
  • грамматическая ошибка;
  • арифметическая ошибка;
  • иные подобные ошибки.

Предложено четко определить случаи, когда упрощенная процедура исправления ошибок в регистрационных записях в 3-дневный срок недопустима (если такое исправление влечет прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимого имущества).

С текстом законопроекта № 54480-6 можно ознакомиться здесь.

Перспективы на пять лет

На сайтах госслужб, в частности Росреестра, находится большое количество необходимой информации для граждан и профессионалов, три из четырех базовых услуг Росреестра (кроме регистрации прав) оказываются через Интернет. В 2012 г. гражданам РФ было оказано около 5 000 000 электронных услуг.

Предполагается, что через пять лет, то есть к 2018 г., зарегистрировать жилье в РФ можно будет в течение недели (сейчас – 20 дней), число процедур, необходимых для регистрации собственности, сократится с пяти до одной. Уже в 2013-2014 гг. можно будет совершать сделки с недвижимостью дома при помощи электронной цифровой подписи (или, как уже говорилось выше, имея нотариально заверенное заявление), а электронные подписи будут встроены в универсальные электронные карточки наших граждан. Кроме того, порядка 70% операций с недвижимостью «уйдут» в Интернет. Об этом сообщил Интерфаксу председатель общественного совета при Росреестре Олег Скуфинский. Статистика показывает, что услуги Росреестра являются самыми популярными у граждан РФ. Однако служба Росреестра требует оптимизации.

Какие новшества еще ждут россиян?

– «Дорожная карта» – создание единого и полного реестра объектов недвижимости. Она была утверждена 01.12.2012 распоряжением Правительства РФ, – рассказал Олег Скуфинский.

Одним из существенных  достоинств «Дорожной карты» является то, что она полностью исключает коррупцию на стадии подготовки документов. Человек лично не встречается с чиновником: все через сеть, сами документы пересылаются в электронном виде, кроме того, можно лично выбрать регистратора. На сайте будет полное досье на каждого служащего с указанием его полной профессиональной истории, например участия в судебных делах, количества отказов и так далее.

Тем, кто не умеет работать на компьютере или у кого дома не подключен Интернет, можно будет обратиться в специализированные многофункциональные центры. Там им помогут подать заявление в бумажном или электронном виде. Причем если сегодня доля услуг в подобных центрах составляет 5%, то за пять лет она должна вырасти до 90% и выше.  «Дорожной картой» предусматриваются такие услуги, как платный выездной прием документов и платная курьерская доставка документов клиенту. А для социально незащищенных групп граждан такие услуги будут бесплатны.

Любовь Соколова

Источник: Первый пермский правовой портал

Материалы по теме

19.01.2013 07:23

Comments are closed.

Вопросы

Опрос

Приходилось ли вам обращаться за бесплатной юридической помощью?

Результаты

Архив опросов