Законы инвестиционной привлекательности

инвестиционная привлекательность

В конце прошлого года Государственная Дума приняла два федеральных закона, направленных, по замыслу разработчиков, на развитие инвестиционной привлекательности нашей страны.

Речь идет о Федеральном законе от 03.12.2011 N 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах» и Федеральном законе от 28.11.2011 N 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе». Первый закон вступит в силу с 1 июля 2012 г., а второй уже вступил в силу с 1 января этого года. Станут ли эти законы окном в мир иностранных инвестиций – покажет время. А пока проанализируем их основные положения.

Избранный Президент России В.В. Путин в ходе своей избирательной кампании в статье, опубликованной в газете «Ведомости» 30.01.2012, заявил: «Мы проигрываем странам-конкурентам по инвестиционной привлекательности». На XIX съезде Российского союза промышленников и предпринимателей В.В. Путин заявил, что Россия должна войти в двадцатку лучших стран по условиям инвестиционного климата.

По-видимому, этой навязчивой идеей российских властей вызван целый ряд поправок в российское законодательство, касающихся организационно-правовых форм ведения инвестиционной деятельности.

Считается, что предпосылкой принятия законов N 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах» (Закон о хозяйственных товариществах) и N 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе» (Закон об инвестиционном товариществе) стало активное внедрение инновационных решений и продуктов на территории России, в частности инновационный бизнес-проект «Сколково». К недостаткам привычных организационно-правовых форм предпринимательства – обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ и т.д. – авторы законопроекта относят негибкость норм об уставном капитале и о заключении различного рода корпоративных соглашений.

Если инвестиционное товарищество представляет собой договор, особый вид договора простого товарищества (п. 2 ст. 1 Закона об инвестиционном товариществе), то хозяйственное партнерство, по замыслу разработчиков Закона, – новая организационно-правовая форма коммерческого юридического лица, отличная от хозяйственных товариществ и обществ. По мысли разработчиков законопроекта, хозяйственное партнерство – нечто среднее между товариществом и ООО. В статью 50 ГК РФ, содержащую закрытый перечень организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц, также были внесены соответствующие дополнения, которые должны вступить в силу с 1 июля текущего года.

В связи с этим интересно вот что. На сайте Высшего Арбитражного Суда РФ 07.02.2012 был опубликован проект федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В нем о хозяйственных партнерствах нет ни слова.

Вместе с тем, какими бы ни были оценки данных законов, они приняты Государственной Думой РФ, одобрены Советом Федерации и подписаны Президентом РФ.

Будем знакомы: инвестиционное товарищество

Согласно п. 2 ст. 1 Закона об инвестиционном товариществе договор об инвестиционном товариществе – это не что иное, как договор простого товарищества, заключаемого для осуществления совместной инвестиционной деятельности. Поэтому положения о простом товариществе и соответственно общие положения ГК РФ о договорах, обязательствах и сделках применяются к инвестиционным товариществам с учетом особенностей, предусмотренных Законом об инвестиционном товариществе. Совместная инвестиционная деятельность, в свою очередь, это осуществляемая товарищами совместно на основании договора инвестиционного товарищества деятельность по приобретению и (или) отчуждению не обращающихся на организованном рынке акций (долей), облигаций хозяйственных обществ, товариществ, финансовых инструментов срочных сделок, а также долей в складочном капитале хозяйственных партнерств. Договор, а также приложения к нему (в том числе политика ведения общих дел (инвестиционная декларация) подлежат нотариальному удостоверению. При этом с письменного согласия уполномоченного управляющего товарища возможен доступ третьих лиц к указанным нотариально удостоверенным и хранящимся у нотариуса документам об инвестиционном товариществе.

Сторонами договора инвестиционного товарищества могут быть, прежде всего, коммерческие организации, индивидуальные предприниматели, а также некоммерческие организации, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах. Число участников договора не может быть более пятидесяти.

Довольно странной представляется норма части 8 статьи 3 Закона об инвестиционном товариществе: договор инвестиционного товарищества должен иметь наименование (индивидуальное обозначение), включающее в себя слова «инвестиционное товарищество». Такие нормы обычно включаются в закон применительно к наименованиям юридических лиц. Для договоров же само по себе наименование никогда не имеет принципиального значения – правовая природа договора определяется исходя из толкования всех условий договора в целом. Более того, с учетом применения общих норм ГК РФ о договорах ничто не запрещает сторонам заключить смешанный договор.

Главной обязанностью товарищей является внесение вклада в общее дело. Среди товарищей выделяются управляющие товарищи, на которых возложена обязанность ведения общих дел. Другие товарищи, в силу прямого указания закона (п. 2 ст. 9), не могут вести общие дела. Вкладом товарища, не являющегося управляющим товарищем, в общее дело могут быть только денежные средства.

Особый интерес представляют нормы Закона об ответственности товарищей по обязательствам. По общим обязательствам, возникшим не из договора (за исключением налоговых обязательств), а также по общим договорным обязательствам, контрагентами по которым не являются субъекты предпринимательской деятельности, товарищи отвечают солидарно всем своим имуществом. По общим налоговым обязательствам товарищи отвечают всем своим имуществом в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. По общим договорным обязательствам, контрагентами по которым являются субъекты предпринимательской деятельности, каждый товарищ, не являющийся управляющим товарищем, отвечает пропорционально и в пределах стоимости принадлежащей ему оплаченной доли в общем имуществе товарищей и не отвечает иным своим имуществом. Управляющие же товарищи по таким договорным обязательствам солидарно несут субсидиарную ответственность всем своим имуществом в случае недостаточной стоимости общего имущества товарищей. Таким образом, объем ответственности товарищей различен в зависимости от вида обязательства. К слову, такое ранжирование вообще-то нехарактерно для ГК РФ, который ставит объем ответственности в зависимость прежде всего не от того, кто является контрагентом по договору, а от самого субъекта ответственности (ср. ст. 401 ГК РФ).

Таким образом, договор инвестиционного товарищества представляет собой вроде бы особый вид гражданско-правового договора, и потому он должен бы быть вписан в действующую систему договорного регулирования. Но, если честно, пока этого не чувствуется…

Общий обзор норм о хозяйственном партнерстве

Хозяйственным партнерством, в силу п. 1 ст. 2 Закона, признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой в соответствии с настоящим Федеральным законом принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством.

Как и участники хозяйственных обществ и коммандитные товарищи в товариществах на вере, участники хозяйственных партнерств не отвечают по обязательствам партнерства и несут лишь риск убытков, связанных с деятельностью партнерства, в пределах сумм внесенных ими вкладов. Если в случае отсутствия или недостаточности у партнерства имущества для удовлетворения обязательств партнерства потребуется обращение взыскания на принадлежащие партнерству исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, обязательства партнерства перед его кредиторами могут быть полностью или частично исполнены от имени партнерства одним участником партнерства, несколькими участниками партнерства или всеми участниками партнерства.

В отличие от хозяйственных обществ, партнерство, как и хозяйственное товарищество, не может быть создано одним лицом, а если в партнерстве остался один участник, оно подлежит ликвидации или преобразованию в акционерное общество. При этом максимальное число участников партнерства, как и в ООО и ЗАО, установлено в 50 человек.

Возможность выхода из партнерства путем отказа может быть предусмотрена соглашением об управлении партнерством. В ООО, напротив, право выхода диспозитивно установлено законом и может быть запрещено уставом. Вместе с тем выход участника из партнерства, в результате которого в партнерстве не остается ни одного участника партнерства, не допускается.

Партнерство, как и общество с ограниченной ответственностью, осуществляет ведение реестра участников партнерства. При этом сведения о составе участников партнерства вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц, а сведения о принадлежащих участникам партнерства долях в складочном капитале партнерства в ЕГРЮЛ не вносятся.

На деятельность партнерств установлен ряд ограничений. Так, они не вправе осуществлять эмиссию облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг. Кроме того, партнерство почему-то не вправе осуществлять рекламу своей деятельности (такое же ограничение содержится и применительно к инвестиционным товариществам) и быть учредителем (участником) других юридических лиц (за исключением союзов и ассоциаций), а реорганизация партнерства может быть осуществлена почему-то исключительно в форме преобразования в акционерное общество. Кроме того, законом предусмотрен обязательный аудит деятельности партнерства.

Складочный капитал

Минимальный размер средств партнерства, как и у хозяйственных товариществ, назван складочным капиталом.

Законом диспозитивно установлена достаточно высокая ответственность за просрочку внесения вклада в складочный капитал – неустойка в размере десяти процентов годовых с невнесенной части вклада за каждый день просрочки, а также проценты в размере действующей ставки рефинансирования. Неисполнение такой обязанности может также быть основанием для исключения участника из партнерства во внесудебном порядке.

Вклад в складочный капитал партнерства может осуществляться деньгами, другими вещами или имущественными правами либо иными имеющими денежную оценку правами. Здесь также следует отметить нестыковку Закона с проектом ГК РФ, подготовленным авторами Концепции развития гражданского законодательства. После долгих баталий по поводу увеличения размера уставного капитала хозяйственных обществ было решено по крайней мере запретить внесение уставного капитала в иных формах, кроме денежной.

Минимальный размер складочного капитала не установлен, однако Правительством РФ могут быть установлены нормативы достаточности собственных средств партнерств, осуществляющих определенные виды деятельности. Преимущественное право покупки доли в складочном капитале хозяйственного партнерства, в отличие от хозяйственных обществ, может быть отменено соглашением об управлении партнерством.

Управление хозяйственным партнерством

Законом установлено, что участники партнерства осуществляют управление деятельностью партнерства пропорционально принадлежащим им долям в складочном капитале партнерства, если иное не предусмотрено Законом и (или) соглашением об управлении партнерством. Устранение всех участников партнерства от участия в управлении деятельностью партнерства не допускается. Следовательно, в этой части партнерство ничем не отличается от привычных нам организационно-правовых форм коммерческих организаций.

Основной отличительной особенностью, с которой разработчики Закона связывают инвестиционную привлекательность хозяйственного партнерства, является возможность заключения соглашений об управлении партнерством. При этом в отличие от недавно появившихся в Федеральном законе «Об акционерных обществах» акционерных соглашений (ст. 32.1) свобода усмотрения сторон значительнее и круг участников шире: ими могут быть само партнерство (если это предусмотрено уставом), потенциальные участники, лица, не являющиеся участниками.

Акционерным соглашением признается договор об осуществлении прав, удостоверенных акциями, и (или) об особенностях осуществления прав на акции. Соглашение же об управлении хозяйственным партнерством может содержать любые не противоречащие настоящему Федеральному закону и другим законодательным актам Российской Федерации условия по вопросам управления партнерством, деятельности, реорганизации и ликвидации партнерства, за исключением положений, которые в соответствии с Законом должны содержаться в уставе партнерства. Закон также содержит перечень положений, которые должны содержаться в соглашении, и положений, которые могут там содержаться.

По своей правовой природе соглашение об управлении партнерством, на наш взгляд, ближе к договору об учреждении общества или учредительному договору товарищества, так как подлежит заключению одновременно с учреждением партнерства (решение о заключении соглашения подлежит отражению в протоколе об учреждении партнерства). В уставе партнерства при этом отражается лишь минимальное число положений, а остальные вопросы управления могут быть раскрыты лишь в соглашении, которое не является учредительным документом, не подлежит государственной регистрации в инспекции ФНС, но должно быть нотариально удостоверено и подлежит хранению у нотариуса по месту нахождения партнерства. Соглашение вступает в силу для участников соглашения об управлении партнерством и третьих лиц с момента такого удостоверения. Вместе с тем в Законе содержится положение, в соответствии с которым в отношениях с третьими лицами участники соглашения не вправе ссылаться на положения соглашения.

Примечательно, что Законом предусмотрен лишь один обязательный орган управления хозяйственным партнерством – единоличный исполнительный орган. Иные органы, порядок их образования и осуществления ими своих функций определяются соглашением об управлении партнерством. Соответственно, в Законе отсутствуют нормы о порядке созыва и проведения общего собрания и т.п., весьма многочисленные в законах об ООО и об акционерных обществах. Несмотря на такую гибкость Закон о хозяйственных партнерствах содержит императивную норму (п. 5 ст. 8) о том, что при учреждении партнерства избрание органов управления осуществляется по единогласному решению всех его учредителей. В ООО и АО избрание осуществляется большинством не менее ¾ голосов учредителей (п. 4 ст. 11 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» 5, п. 4 ст. 9 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» 6).

В целом идея создания организационно-правовой формы коммерческой организации, переходной между хозяйственным товариществом и обществом, является, безусловно, позитивной и прогрессивной. Такие организационные формы существуют за рубежом. Таковы LimitedLiabilityCompany (LLC) в США, LimitedLiabilityPartnership (LLP) в Великобритании, KommanditgesellshaftaufAktien (KGaA) в Германии. Однако представляется, что необходимость в существовании таких юридических лиц на нашем рынке еще не назрела и законодатель, что называется, «бежит впереди паровоза», принимая подобные законы.

Да и сами законы, как представляется, во многих моментах недостаточно продуманны. Неизвестно, будут ли они на российской почве использоваться, как планировали разработчики законопроектов, для венчурной деятельности или станут новым удобным инструментом в руках недобросовестных предпринимателей для ухода от долгов.

Анастасия Пьянкова

Материалы по теме 

ИСТОЧНИК// Первый пермский правовой портал

24.05.2012 08:00

Comments are closed.

задать вопрос
 
 

Вопросы

семинары
 
Март 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031EC
 

Опрос

Приходилось ли вам обращаться за бесплатной юридической помощью?

Результаты

Архив опросов