Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов

Коррупция в России в настоящее время стала уже не столько криминальной проблемой, сколько общегосударственным негативным фактором, не только подрывающим авторитет власти, но и разрушающим государственность и способствующим все более глубокому подрыву экономической безопасности.

Своевременное выявление и устранение коррупционных предпосылок еще на стадии принятия нормативного правового акта способствует недопущению коррупционных проявлений со стороны правоприменителей – должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, позволяет совершенствовать их деятельность и, в конечном итоге, не допускать нарушения прав и свобод граждан, а также законных интересов хозяйствующих субъектов.

Федеральный закон от 25.12.2008 N 273­ФЗ признает антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов одной из основных мер профилактики коррупции. В свою очередь, Федеральный закон от 17.07.2009 N 172­ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» устанавливает, что такая экспертиза проводится органами, организациями, их должностными лицами в порядке, определенном нормативными правовыми актами соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Помимо этого, Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 утверждены Правила и Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

Закон Пермского края от 30.12.2008 N 382­ПК «О противодействии коррупции в Пермском крае» устанавливает, что с предложением о проведении экспертизы в постоянно дей­ствующий орган при Законодательном Собрании Пермского края по реализации антикоррупционной политики могут обращаться депутаты Законодательного Собрания Пермского края, прокуратура Пермского края и иные правоохранительные органы.

В развитие норм федерального и регионального законодательства издан Указ губернатора Пермского края от 04.06.2010 N 37, который утвердил Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов губернатора, Правительства и исполнительных органов государственной власти Пермского края.

Функциональные органы, ответственные за проведение экспертизы

Функции по проведению антикоррупционной экспертизы возложены:

  • на администрацию губернатора Пермского края – в отношении нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов губернатора Пермского края;
  • на аппарат Правительства Пермского края – в отношении нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Правительства Пермского края;
  • на исполнительные органы государственной власти Пермского края, осуществляющие нормативное правовое регулирование в установленной сфере деятельности, – в отношении нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, принятых (разрабатываемых) исполнительными органами государственной власти Пермского края.

Основные принципы антикоррупционной экспертизы

Основными принципами антикоррупционной экспертизы являются:

  • обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;
  • оценка нормативного правового акта, проекта нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;
  • обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов;
  • компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов;
  • сотрудничество органов государственной власти Пермского края, иных государственных органов и организаций, а также их должностных лиц с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы.

Сроки проведения антикоррупционной экспертизы

Антикоррупционная экспертиза проводится одновременно с проведением правовой экспертизы. Срок проведения экспертизы действующих нормативных правовых актов не должен превышать 10 рабочих дней. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов проводится в сроки, определенные законодательством для проведения правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края, но не должна превышать 5 рабочих дней.

Заключение экспертизы

В заключении должны содержаться следующие сведения: дата подготовки заключения; вид и наименование нормативного правового акта, проекта нормативного правового акта, прошедшего антикоррупционную экспертизу; регистрационный номер и дата принятия нормативного правового акта; положения нормативного правового акта, проекта нормативного правового акта, в которых выявлены коррупциогенные факторы, с указанием структурных единиц проекта нормативного правового акта (раздела, главы, статьи, части, пункта, подпункта, абзаца) и соответствующие коррупциогенные факторы (в случае выявления указанных положений); предложения и рекомендации о способах устранения в нормативном правовом акте, проекте нормативного правового акта выявленных коррупциогенных факторов.

Заключение подписывается должностным лицом, проводившим антикоррупционную экспертизу, и направляется разработчику данного нормативного правового акта, проекта нормативного правового акта.

Устранение коррупциогенных факторов

Положения проекта нормативного правового акта, в которых при проведении антикоррупционной экспертизы выявлены коррупциогенные факторы, устраняются на стадии доработки проекта нормативного правового акта разработчиком проекта в срок, не превышающий 5 календарных дней. Положения действующего нормативного правового акта устраняются его разработчиком путем внесения соответствующих изменений в нормативный правовой акт в срок, не превышающий 30 рабочих дней.

Указ опубликован в «Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» (N 23, 15.06.2010).

Елена Кислицына, руководитель Направления регионального законодательства компании «ТелекомПлюс»

Материалы по теме

Материал впервые опубликован в журнале «КонсультантПермь».

21.01.2011 01:31

Comments are closed.

задать вопрос
 
 

Вопросы

семинары
 
Март 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031EC
 

Опрос

Приходилось ли вам обращаться за бесплатной юридической помощью?

Результаты

Архив опросов