Реклама: двигатель прогресса или фактор насилия?

За 2011 год в Федеральный закон от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ «О рекламе» уже шесть раз вносились изменения. И почти все они связаны с ограничением негативного влияния рекламы на нашу психику.

Уже давно в рекламе используют методы манипуляции сознанием и нейролингвистического программирования. Российский исследователь рекламы М.А. Мануйлов еще в 1925 году писал, что «цель рекламы — это повлиять на мысль других, выявить их интерес и побудить купить товар. Реклама, таким образом, занимается чтением мыслей тех людей, к которым она обращается».

В связи с этим одна из задач законодательства о рекламе – пресечение крайне негативных форм влияния рекламы на человека, и прежде всего на ребенка, так как его психика наиболее восприимчива к внешним воздействиям. Как показывают исследования, у 55% детей 5-6 лет положительное отношение к рекламе, в то время как среди подростков 16-17 лет 92% респондентов выразили отрицательное отношение к рекламе.

Реклама детям не игрушка

Необходимость защиты детей от рекламного и прочего насилия обсуждалась давно. Наконец, 29 декабря 2010 года принят Федеральный закон N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Данный закон вступит в силу через год, 1 сентября 2012 года. Однако на отношения в сфере рекламы этот закон не распространяется.

В то же время 21 июля 2011 года принят Федеральный закон N 252-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который вносит изменения в том числе и в Федеральный закон «О рекламе».

Так, с 1 сентября 2012 года запрещается включать в рекламу информацию порнографического характера (определение такой информации содержится в ст. 2 Федерального закона N 252-ФЗ); показ в рекламе несовершеннолетних в опасных ситуациях, включая ситуации, побуждающие к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и(или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью.

Запрещено будет размещать рекламу в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей по основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, школьных дневниках, школьных тетрадях; а рекламу, содержащую информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с Федеральным законом N 436-ФЗ, – в предназначенных для детей образовательных, медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных, культурных организациях или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий этих организаций.

Как будут работать данные нормы, покажет время. А в ближайший год, как и раньше, родителям самим придется защищать ребенка от негативного воздействия рекламы.

Реклама для будущих мам

Право защищает детей еще до рождения, путем введения ограничений на рекламу искусственного прерывания беременности. Так, Федеральным законом от 11 июля 2011 года N 202-ФЗ в статью 24 Закона о рекламе была введена часть двенадцатая, согласно которой реклама медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности должна сопровождаться предупреждением о возможности бесплодия и иных вредных последствий для здоровья женщины в результате искусственного прерывания беременности, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства). Реклама медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности не должна содержать утверждение о безопасности таких медицинских услуг.

Подобного рода ограничения имели место в законодательстве и раньше. В частности, определен перечень мест, где подобная реклама не должна размещаться (в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции; на первой и последней полосах печатных изданий; в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании; на всех видах транспортных средств общего пользования и на объектах транспортной инфраструктуры; на стационарных рекламных конструкциях и т.д.).

Что ж, демографы утверждают, что с 1989 года по 2009 год абсолютное число абортов снизилось в 3,4 раза – с 4,4 до 1,3 млн., а относительный показатель (на 1000 женщин репродуктивного возраста) в 3,6 раза – со 123 до 34. И если в 2006 году, когда было впервые введено ограничение на рекламу средств искусственного прерывания беременности, на 100 живорождений приходилось 107 абортов, то в 2009 году – только 73. Возможно, законодательные меры и внесли свою лепту в сокращение количества абортов.

Безалкогольное рекламное пространство

Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 218-ФЗ введены существенные ограничения на рекламу алкогольной продукции. Этот закон также вступит в силу почти через год, 22 июля 2012 года.

Главное изменение: пиво наконец фактически приравняли к алкогольной продукции. Статья 22 Закона, всецело посвященная рекламе пива, утратит силу, а статья 21 о рекламе алкогольной продукции дополнена частью 2.1, в соответствии с которой правила данной статьи распространяются на алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции.

Реклама алкогольной продукции допускается в печатных изданиях с учетом ограничений, налагаемых статьей 21 Закона о рекламе, в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов, а также в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Запрещена также реклама о проведении стимулирующего мероприятия, условием участия в котором является приобретение алкогольной продукции, за исключением специализированных стимулирующих мероприятий, проводимых в целях реализации алкогольной продукции.

Помимо того что в рекламе алкогольной продукции не может утверждаться о ее безвредности, теперь не может также содержаться указаний на наличие в алкогольной продукции биологически активных добавок, витаминов. Рекламу алкогольной продукции нельзя будет размещать не только на всех видах транспортных средств общего пользования, но и с использованием транспортных средств (интересно, что имели в виду разработчики закона? – А.П.), а также снаружи и внутри зданий, сооружений, обеспечивающих функционирование транспортных средств общего пользования, за исключением мест, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции.

Разумеется, борьба с пьянством не может и не должна ограничиваться запретом рекламы алкогольной продукции. Вместе с тем, особенно учитывая сильнейшее воздействие рекламы на детей, считаю, что эффективен был бы полный запрет рекламы алкогольной продукции.

Анастасия Пьянкова

Подготовлено с использованием справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»

Материалы по теме

ИСТОЧНИК// Первый пермский правовой портал

22.09.2011 15:10

Comments are closed.

задать вопрос
 
 

Вопросы

семинары
 
Март 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031EC
 

Опрос

Приходилось ли вам обращаться за бесплатной юридической помощью?

Результаты

Архив опросов